Единственный в стране эксплуатант дальнемагистральных самолетов Boeing-767 компания "АэроСвит" пока довольствуется лишь правом выполнять полеты из Киева в Нью-Йорк и Торонто. Остальное небо Северной Америки по-прежнему остается закрытым для украинских авиаперевозчиков. И, по всей вероятности, им снова придется отложить расширение географии полетов через океан на неопределенный срок.

Недовольство американцев Напомним, в 2005 году Федеральная авиационная администрация США (FAA) по итогам аудита выявила ряд несоответствий Украины международным стандартам безопасности и перевела страну из первой в непрестижную вторую категорию. Причиной этому отчасти послужило неблагоприятное стечение обстоятельств, поскольку в тот самый момент власти проводили очередные преобразования в вертикали управления транспортной отраслью. И именно тогда Государственная авиационная служба постепенно выделялась из состава Министерства транспорта и связи в самостоятельный орган. В результате не до конца сформированная структура вызвала негативную реакцию со стороны FAA. По ее мнению, она была недостаточно укомплектованной для того, чтобы регулировать все аспекты авиации в ее компетенции.

Среди новых направлений с точки зрения прямых пассажирских потоков наиболее привлекательно выглядит линия Киев-Чикаго

Еще одним фактором, оказавшим влияние на решение авиационных властей США, стал Воздушный кодекс, принятый еще в 1993 году. Многие его положения в этот период считались устаревшими и нуждались в существенной доработке. Однако попытки утвердить новый документ были безуспешными. Наконец, недовольство американцев вызвали зарплаты инспекторов, которые не позволяли обеспечивать проверку безопасности полетов на должном уровне. Примечательно, что FAA, принимая решение, не предъявляло претензий к самим перевозчикам. Однако пострадали от перехода во вторую категорию именно авиакомпании, которые лишались возможности расширять географию полетов в Северной Америке.

"В случае возврата Украины в первую категорию по программе оценки международной безопасности полетов и отмены ограничений на развитие авиасообщения между Украиной и США, "АэроСвит" будет готов увеличить частотность регулярных полетов между Киевом и Нью-Йорком до ежедневной. Среди новых направлений с точки зрения прямых пассажирских потоков наиболее привлекательно выглядит линия Киев-Чикаго", - сообщил "Центру транспортных стратегий" помощник генерального директора "АэроСвита" по связям с общественностью Сергей Куцый.

Курс на Чикаго? Но прошло шесть лет, а ограничения со стороны США действуют и по сей день. За это время Украина успела провести административную реформу, которая коснулась и Госавиаслужбы, и принять Воздушный кодекс в новой редакции. В начале осени вице-премьер-министр инфраструктуры Борис Колесников пообещал, что аудит FAA пройдет с 28 по 30 сентября 2011 года, и положительно оценил перспективу страны вернуться в первую категорию.

Однако заявленная проверка так и не состоялась, после чего специалисты отрасли стали называть новую дату – декабрь текущего года. Однако, как выяснилось, 2011 год сохранит для украинских компаний запреты летать в другие американские города.

Как сообщили  "Центру транспортных стратегий" в Госавиаслужбе, технический аудит может состояться в феврале 2012 года. Но и здесь сторонам не удалось решить все спорные вопросы. Дело в том, что по условиям договора Украина обязана перечислить FAA предоплату за проведение проверки. Вот только отечественное законодательство делает такую операцию невозможной, поскольку предварительная оплата товаров либо услуг госструктурами запрещена.

Для того чтобы все-таки дать отечественным компаниям шанс усилить свое присутствие на американском рынке, украинская сторона пытается убедить авиационные власти США исключить пункт о предварительной оплате из текста соглашения.

"Но мы пока не получили официального ответа от FAA", - сообщили "Центру транспортных стратегий" в Госавиаслужбе. В целом же украинские авиационные власти считают шансы страны вернуться в первую категорию достаточно высокими. По их данным, замечания и рекомендации американской стороны выполнены примерно на 80%.

"В августе этого года в Киеве состоялась рабочая встреча с представителем FAA, в ходе которой обсуждались вопросы технического и официального аудита, устранение Госавиаслужбой Украины замечаний FAA и вопросы общего состояния дел в безопасности украинской авиации. По результатам встречи представитель FAA положительно оценил прогресс украинской стороны", - отметили в Госавиаслужбе.

Пока же украинские авиаперевозчики ищут альтернативные возможности для расширения географии и количества полетов в рамках действующих ограничений. Так, "АэроСвит" сегодня работает с американской компанией Delta, которая обеспечивает доставку пассажиров из Нью-Йорка в 38 городов США. Кроме того, предприятие может в рамках годовой квоты уменьшать либо увеличивать интенсивность полетов на трансатлантической линии, что позволяет ему выполнять до семи рейсов в неделю в пиковые периоды.