Прошлый год стал для мировой транспортной отрасли не менее драматичным, чем 2020-й. Сбои в цепочках поставок и логистический кризис, нехватка водителей грузовиков, трансформация авиации и сохранение экологических трендов - все это составило яркую мозаику событий 2021 года. В начале нового года ЦТС предлагает вспомнить, чем жила отрасль в предыдущие 12 месяцев.
Контейнеровоз Ever Given в Суэцком канале
Контейнеровоз-гигант Ever Given, на целую неделю заблокировавший Суэцкий канал, без сомнения, стал главным транспортным мэмом прошлой весны - если не всего прошлого года.
23 марта примерно в 8 утра по местному времени 400-метровое судно вместимостью 20 тыс. TEU развернулось поперек канала и уперлось в его стенки на расстоянии 6 морских миль от южного выхода из канала. Так получилось, что контейнеровоз застрял именно в том месте, где суда по каналу могут ходить только в одном направлении, так что движение по главной судоходной артерии, соединяющей Азию и Европу, полностью остановилось.
В сообщении Evergreen Marine сразу заявили, что взятое ими в лизинг судно перегородило канал из-за сильного ветра. Следствие, организованное администрацией Суэцкого канала, возложило вину за инцидент на экипаж и, в частности, капитана Ever Given Кришнана Кантевеля. Правда, позже это обвинение оспорила страховая компания, указав на ответственность египетских лоцманов, осуществлявших проводку контейнеровоза по каналу.
Потери для мировой экономики из-за затора в Суэцком канале составляли, ни много ни мало, примерно 9,6 млрд долл. в день или 400 млн долл. в час. Средний трафик через канал - 50 судов различной величины в день.
На 29 марта, когда Ever Given удалось наконец сдвинуть с места и отбуксировать подальше от узкой части канала, на входах в него уже образовались пробки из более чем 450 судов. На нормализацию режима прохода канала ушло еще несколько дней. Часть судоходных компаний перенаправили свои суда в обход Африканского континента через мыс Доброй Надежды.
Окончательно контейнеровоз покинул Суэцкий канал аж 7 июля и отправился на разгрузку в Роттердам. Но на этом история не закончилась. Так, Египет сразу же взялся за расширение и углубление южной части канала (в которой и застрял Ever Given). Но наибольшее влияние инцидент оказал на мировые цепочки поставок, которые и без того переживали в прошлом году не лучшие времена.
Мировой логистический кризис
В 2021 году мир ощутил последствия глобального логистического кризиса. Нехватка производственных мощностей и грузовых контейнеров, нехватка кадров в портах, на железной дороге, автотранспорте.
Прошлый год ознаменовался активным восстановлением экономик: после первых волн пандемии государства и бизнес адаптировались к новой реальности, количество производимых товаров пошло в рост. Однако транспортная и складская отрасли оказались не готовы к скачку экономической активности.
Выросла стоимость доставки контейнеров. Например, по состоянию на сентябрь ее цена для 40-футовых контейнеров составляла 11 тыс. долл., что в 5,5 раза выше уровня 2020 года. Морские линии не успели адаптироваться под быстрое восстановление производств в Китае, отсюда и рост тарифов. Учитывая, что в контейнерах доставляется около 3/5 товаров в мире по стоимости, это существенно отразилось на цене самих товаров для конечного потребителя.
На фоне взлета цен на море резко вырос интерес к альтернативным путям доставки - автотранспорту и железной дороге. В Европе проблем логистике добавил затор в Суэцком канале, спровоцированный контейнеровозом Ever Given и события в Беларуси, через которую шел значительный объем транзита товаров. Ситуативно возникали заторы в китайских портах и пограничных зонах - из-за строгих противоэпидемических требований КНР.
Но особенно сильно кризис ощутили за океаном. В США за 2021 год перевалка грузов через порты выросла на 30%, и эта цифра была бы еще больше, если бы это позволяли портовые мощности. Повышенную загрузку в портах Западного побережья США ощутили весной прошлого года. Осенью кризис усугубился, ведь перед праздничным сезоном поток товаров, заказываемых американскими производителями и ритейлерами, сильно превысил обычные сезонные показатели. Ежедневно в портах Лос-Анджелес и Лонг-Бич ожидали швартовки около 40 контейнеровозов. Очередей в этих портах, на которые приходится треть всего морского импорта США, до пандемии никогда не было.
В складской сфере ситуация оказалась не лучше, ведь там испытывали и дефицит мощностей, и кадровый голод (на конец года в США было открыто около 500 тыс. вакансий на складах). Водителей грузовиков тоже оказалось недостаточно (не хватало минимум 80 тысяч, в первую очередь из-за невыгодных условий оплаты труда).
Чтобы хоть как-то решить проблему, пришлось вмешаться даже Белому дому. По инициативе администрации президента, накануне Рождества в США изменили режим работы портов и транспортных предприятий, провели расследование удорожания ГСМ, а Байден даже лично встречался с представителями крупных ритейлеров и логистических компаний. Это позволило несколько снизить ажиотаж перед праздниками.
По мнению аналитиков, функционирование логистических цепочек вряд ли нормализуется раньше 2023 года.
Нехватка водителей в Великобритании
В 2021 году усилился тренд, характерный для стран Европы и США, связанный с дефицитом дальнобойщиков. В Европе количество вакансий на место дальнобойщика в прошлом году било рекорды. Особенно остро в этом году кризис проявил себя в Великобритании.
По состоянию на середину лета 2021 года дефицит водителей грузовиков в Соединенном Королевстве достиг рекордной отметки в 70 тысяч. Ситуация негативно сказалась на доставке продуктов питания, в особенности в отдаленные регионы государства. Дошло до того, что поставщики стали просить правительство временно задействовать для перевозки продовольствия армию.
В октябре прошлого года королевство ожидал еще и топливный кризис, причиной которого, опять же, стал дефицит водителей бензовозов. Их также предлагали заменить военными, что частично и было сделано.
Причин кадрового голода несколько. Во-первых, из-за пандемии водительские права в Великобритании выдают с задержкой. Во-вторых, из-за Brexit страну покинули многие водители из стран ЕС. В 2020 году на родину вернулись около 25 тыс. водителей-граждан стран Евросоюза. В-третьих, предлагаемые условия и оплата труда для британских водителей являются неконкурентными, хотя летом рынок все же вынудил транспортные компании поднять им зарплаты (в июле почасовая ставка составила 18-19 фунтов стерлингов вместо 13-15 фунтов).
Под давлением отрасли власти Великобритании обязались открыть 5 тыс. рабочих виз для водителей из-за рубежа.
К слову, похожая ситуация грозит и железной дороге в Британии. Согласно исследованию City&Guilds и Национальной академии железнодорожных навыков, к 2025-2030 году британская ж/д отрасль столкнется с серьезной нехваткой кадров, обладающих необходимой квалификацией и навыками в связи с потерей огромного количество квалифицированных рабочих. Почти треть таких работников находятся в предпенсионном возрасте, в "брекзит" лишь усугубил проблему, уменьшив доступ на британский рынок иностранных сотрудников.
Дефицит полупроводников у автопроизводителей
Отчасти этот пункт стал следствием предыдущих. Ключевые современные полупроводниковые устройства - процессоры и другие микросхемы - то, без чего невозможно представить жизнь современного человека, ведь они повсеместно используются в электронике. Цикл производства микросхем - довольно длительный. Он предусматривает выращивание кремниевых кристаллов, что может занимать более 6 месяцев.
Уже за первый год пандемии, когда на фоне роста электронной коммерции существенно вырос спрос на электронику, запасы производителей кремниевых кристаллов полностью истощились. В последующий год дефицит полупроводников лишь продолжил нарастать на фоне растущего спроса производителей техники, логистического кризиса и нескольких стихийных бедствий, которые также наложили свой отпечаток. Это ледяной шторм в Техасе в феврале 2021 года, из-за которого прекратилась подача электроэнергии и прервалась работа сразу нескольких производителей микросхем, а также пожар на крупной фабрике чипов компании Renesas в Японии в марте.
Среди предприятий транспортной отрасли самыми массовыми потребителями чипов являются автомобильные производители. Производственные планы большинства автомобилестроительных компаний в 2021 году были нарушены по этой причине.
По состоянию на сентябрь производство автомобилей в Китае снизилось почти на 18%. В Евросоюзе объемы продажи новых авто достигли 26-летнего минимума осенью.
Некоторые производители стали выпускать авто в упрощенной комплектации - ради экономии полупроводников. Например, американская General Motors в прошлом году сократила производство и выпустила некоторые автомобили без обогрева сидений и датчиков парковки. Многие компании выпускали недоукомплектованные машины и отправляли их на стоянки, а по мере поступления микрочипов оснащали их недостающими деталями.
Миллиардер Илон Маск назвал проблему с поставками полупроводников "самым большим вызовом для Tesla". В компании даже внесли изменения в программное обеспечение своих электрокаров, чтобы иметь возможность использовать микросхемы, находящиеся в более широком доступе.
Под конец года проблему ощутили и в Украине: в автосалонах практически не осталось новых импортных автомобилей, очередь за ними выстроилась вплоть до весны 2022 года.
"Угольная война" Китая и Австралии
Еще в декабре 2020 года власти КНР объявили о введении негласного эмбарго на импорт угля из Австралии. Правительство Австралии обвинило Китай в нарушении правил международной торговли и соглашения о свободной торговле, заключенного между двумя государствами.
Угольный конфликт возник после того, как Канберра обвинила Пекин в распространении коронавируса и несоблюдении прав человека. В ответ на это в КНР заявили, что австралийский уголь не соответствует китайским экологическим стандартам.
Пока между странами длились противоречия, на рейдах китайских портов месяцами ожидали выгрузки балкеры с австралийским углем. По состоянию на конец февраля 2021 года продолжали оставаться неразгруженными 48 сухогрузов с углем из Австралии, на берег не могли сойти около 1000 моряков, некоторые - начиная с апреля 2020-го. На пике конфликта между странами количество балкеров в портах КНР (большинство из которых - "кейпсайзы" и "панамаксы") достигало 75. Это, в свою очередь, повысило спрос на сухогрузы в мире.
В итоге к августу 2021 года импорт австралийского угля в Китай упал на 98,6%.
В октябре 2021 года СМИ сообщили, что Пекин частично возобновил закупки австралийского угля, чем вызвал слухи о скором снятии запрета. В частности, китайским портам позволили отпускать потребителям сравнительно небольшие партии австралийского коксующегося угля, чтобы увеличить предложение сырья в условиях дефицита электроэнергии в зимний период. Руководство портов же уведомило потребителей, что они могут забрать свой товар, если он был выгружен и зарегистрирован в таможенной системе до вступления в силу запрета на импорт угля из Австралии.
Однако это были лишь временные послабления. Глобально КНР все еще бойкотирует австралийский уголь. Попутно под негласным эмбарго в Китае находятся австралийское вино, лобстеры, сахар, фрукты, древесина и ячмень.
Эвакуация из Афганистана
Вывод войск США из Афганистана стал важным событием прежде всего в геополитической сфере, ознаменовав конец 20-летнего американского военного присутствия в этой стране. 31 августа 2021 года Афганистан официально покинул последний американский военный. Но и в транспортной сфере это стало важным событием.
Решение Белого дома привело к массовой панике среди местного населения, не желавшего оставаться в стране под руководством Талибана. Параллельно с выводом военных, с августа происходила практически хаотичная эвакуация гражданского населения. Многочисленные пассажирские и военно-транспортные самолеты, отправлявшиеся из аэропорта Кабула начиная с 14 августа, перевозили беженцев сотнями. 16 августа военные, охранявшие аэропорт, уже не смогли сдерживать толпу, из-за чего на летном поле произошла настоящая неразбериха. В итоге вылетающие воздушные суда были переполнены людьми, а некоторые отчаянные афганцы даже пытались зацепиться за внешние элементы конструкции самолетов, что закончилось для них трагично.
17 августа мир облетели кадры, сделанные внутри военно-транспортного C-17 Globemaster III американских ВВС, который одним рейсом эвакуировал из Кабула около 640 человек мирного населения. Военные не собирались брать на борт такое количество людей, но, когда те самовольно проникли в салон, решили взлетать со всеми, кто оказался внутри. По состоянию на 25 августа, по информации Вашингтона, из Афганистана были эвакуированы 88 тыс. человек.
Несколько эвакуационных рейсов из Афганистана организовала и Украина.
Поиски альтернативного транспорта
События, происходящие в логистической отрасли в последние годы, вынуждают бизнес быть гибким и искать новые способы транспортировки товаров. Если в 2020-м мы уже привыкли к переоборудованию пассажирских самолетов в грузовые, то в 2021-м мы увидели, как компании приходят к новым, неожиданным способам перевозки товаров.
За примерами далеко ходить не нужно: крупнейшая частная почтовая компания в Украине "Нова пошта" анонсировала в 2022 году запуск собственной авиакомпании и доставку посылок дронами. И то, и другое уже некоторое время практикуется мировыми лидерами доставки, но для Украины это большой шаг. Авиакомпания Supernova Airlines начнет работу с двух грузовых Boeing 757-200 после получения сертификата эксплуатанта ориентировочно в апреле.
Также неожиданностью стала новость об открытии собственного авиаперевозчика CMA CGM Group, которая до этого несколько десятилетий была известна как морской контейнерный перевозчик и оператор контейнерных терминалов. Новая авиакомпания CMA CGM Air Cargo начала регулярные коммерческие рейсы в марте 2021 года между США и Европой. На конец прошлого года компания оперировала 4 Airbus A330-200F и заказала еще 2 Boeing 777 в грузовой версии, которые должна получить весной 2022 года.
Искать новые возможности пришлось не только транспортным компаниям, но и бизнесам, которые пользуются их услугами. Так, крупный производитель напитков Coca-Cola вынужден был начать возить часть своего сырья в биг-бегах на борту сухогрузов - вместо контейнеров, доставка которых оказалась большой проблемой в 2021 году.
Некоторые владельцы сухогрузов смекнули в прошлом году, что на нехватке провозных мощностей контейнерных перевозчиков можно заработать. Например, греческая судоходная компания Star Bulk, которая в сентябре заявила, что намерена использовать свои "кейпсайзы" для транспортировки контейнеров.
Карантинное безумие для экипажей самолетов
2021 год хоть и стал годом некоторого послабления карантинных ограничений (благодаря которым стал восстанавливаться рынок авиаперевозок), но это не коснулось членов экипажей некоторых авиакомпаний. Особенно усердствовали с соблюдением "стерильности" в своих аэропортах страны Юго-Восточной Азии. Жертвами чрезвычайно строгих требований стали не только азиатские пилоты, но и экипажи авиакомпаний, вынужденные летать в аэропорты этой части света.
Об одной из таких ситуаций рассказала второй пилот Сathay Pacific Cargo, которой по возвращению из Франкфурта в Гонконг пришлось не только сдать ПЦР-тест (который оказался негативным), но и отсидеть 21-дневный карантин в тесном номере в специальном лагере практически в полной изоляции. Такая же история произошла с еще 130 сотрудниками гонконгской авиакомпании, которые, как и героиня нашей истории, во Франкфурте жили в одном отеле с пилотом, у которого позже выявили коронавирус, - но не контактировали с ним, поскольку не имели права покидать номера.
Карантинные ограничения в Гонконге очень суровы: по прилету экипажи сдают ПЦР-тесты и по много часов ожидают их результатов в аэропорту. Если тест негативный, людей отпускают домой, откуда они на протяжении трех дней имеют право выходить только чтобы ежедневно сдавать тесты. После этого им нужно все равно избегать социальных контактов целых 18 дней, продолжая каждый день сдавать тесты на коронавирус. Если хоть один из тестов положительный, то человека направляют в карантинный лагерь и проверяют его круг контактов. На карантин в результате могут отравить всех из его круга общения.
Как результат, экипажи многих иностранных авиакомпаний просто отказываются летать в Гонконг из-за таких жестких правил.
Оправданны они, или нет - судить не нам, однако стоит отметить, что распространение коронавируса среди экипажей воздушных судов под конец 2021 года действительно стало глобальной проблемой. В Европе по причине болезни пилотов и бортпроводников рейсы уже отменяли Lufthansa и SAS, в США - United Airlines, Delta, Alaska Airlines.
Усиление водородного тренда
2021 год показал, что мир уверенно движется к водородному будущему, продолжая тренд предыдущих лет. Водородный транспорт наконец добрался и до Украины. Пока, правда, в единичных экземплярах, но начало положено. Так, осенью в страну завезли первые водородные легковые автомобили. Заправлять их можно только в Польше, но это детали, энтузиасты движения верят, что этот экологичный транспорт вскоре зарекомендует себя в Украине и у нас появятся водородные заправки. Также подписан меморандум о сборке под Киевом первого автобуса на водороде.
Если же говорить о ситуации в мире в целом, то на этом альтернативном источнике энергии сейчас строятся стратегии многих производителей транспорта - как наземного, так и морского и воздушного.
Так, например, много внимания созданию водородного самолета уделяют в ведущем европейском авиастроительном концерне Airbus. Его президент Гийом Фори в прошлом году немало рассказывал о концепциях будущих водородных самолетов, в качестве основной из которых рассматривается концепция "летающего крыла". Помимо разработки, собственно, самого самолета, под него придется кардинально менять и законодательство, и инфраструктуру аэропортов. Но в Airbus уверены, что это - необходимость.
В 2021 году все больше внедрялось использование водорода на железной дороге. Заметнее всех в этом преуспел Alstom, который начал использование своих пассажирских Coradia iLint еще в 2020 году в Австрии (до того в Германии), а в 2021-м - продемонстрировал их в Нидерландах, Франции, Польше, Швеции. Французский производитель явно не намерен останавливаться на достигнутом и анонсировал новые разработки и контракты.
Конкурентами им могут стать гибридные поезда. Такие, например, разрабатывают Stadler, Toyota. Также активно разрабатываются по всему миру водородные и гибридные локомотивы, которые можно использовать на частично не электрифицированных участках как альтернативу дизельным. Так, локомотивы на водороде намерена создать чешская CZ Loko, уже представила польская Pesa. Первый собственный гибридный локомотив выкатили в Китае. Похожие разработки есть в США, Канаде, странах Западной Европы.
Что касается автотранспорта, то водородными легковым автомобилями в той же Европе уже никого не удивишь, а вот грузовики на этом виде топлива - как раз один из трендов 2021 года. В Швеции водородные грузовики Hyndai за 11 месяцев прошлого года наездили свыше миллиона километров, лицензию на использование на автодорогах получили водородные фуры от Daimler, готовится к выпуску первого такого грузовика Mercedes.
Оживление авиастроения
2021 год ознаменовался также оживлением рынка авиастроения: ключевые авиапроизводители стали снова получать заказы, объемы которых хоть и не сравнимы с допандемийными, но вселяют оптимизм.
Так, Boeing получил заказы на 909 самолетов в 2021 году, но поставил лишь около 280 пассажирских лайнеров. С учетом отмененных заказов чистый объем новых заказов составил 535 самолета.
Airbus поставил 611 самолетов в 2021 году и получил заказы на 771 лайнер, чистый объем заказов, исключающий отмененные заказы, составил 507.
Оба авиастроителя получили заказы на несколько тысяч самолетов, поставки которых запланированы в течение следующих нескольких лет. При этом американский концерн делает упор на грузовые и военно-транспортные воздушные суда, европейский - сосредоточился на пассажирском узкофюзеляжном флоте.
Еще один большой производитель, бразильский Embraer по состоянию на конец третьего квартала поставил заказчикам 86 самолетов, из которых 54 бизнес-джета. Для украинцев также интересен прогресс Embraer в разработке нового военно-транспортного самолета C390 Millenium, который называют конкурентом украинского Ан-178.
Были в прошлом году в авиационные скандалы. Так, в декабре Qatar Airways вынесла на всеобщее обозрение проблему с дефектами на поверхности фюзеляжей Airbus A350. Такие же проблемы испытали Cathay Pacific, Etihad Airways, Finnair, Lufthansa. Разбирательство между авиакомпанией и авиапроизводителем продолжается.
А еще в 2021 году Airbus снял с производства свой легендарный двухпалубный самолет A380 - самый большой из коммерческих лайнеров производителя. Последний был передан 16 декабря авиакомпании Emirates. В Европе большинство эксплуатантов этого типа заменили его на более экономные двухдвигательные лайнеры. Исключение составляет лишь British Aiways, которая сохранила А380 для дальнемагистральных рейсов.
Читайте также Итоги 2021 года: 12 главных событий и процессов в транспортной отрасли Украины