Weigh-in-Motion
Первые пилотные комплексы по автоматическому взвешиванию грузовиков в движении были представлены в сентябре 2019 года. Проект предусматривает установку на проезжей части набора датчиков, которые фиксируют общий вес транспортного средства и нагрузку на ось, камер для автоматического распознавания и камер общего вида, лазерных сканеров для фиксации габаритов транспортного средства. На сегодняшний день уже запущена работа 5 комплексов на подъездах к Киеву. По 18 комплексам продолжаются тендерные процедуры, еще по 5 - готовится тендерная документация.
Как информируют в "Укравтодоре", в период с 19 декабря 2019 года до 1 мая 2020 года комплексами автоматического взвешивания было зафиксировано более 1,1 млн грузовых автомобилей весом более 20 т. Из них 40,7% - были нарушителями.
Самое частое нарушение - превышение установленных ограничений нагрузки на ось. Таких случаев за полгода было 264,3 тыс., что составляет 56,2%. При этом почти в половине случаев нормы превышались на в пределах 5%. Тех, кто превышал нормы более, чем на 20% - 36,9 тыс. На втором месте - одновременное нарушение ограничений общей массы и нагрузки на ось. Таких случаев было зафиксировано 203,8 тыс. или 43,3% от всех нарушений. Из которых в 81,6 тыс. случаев превышение было на 10-20%. Наименьшее количество нарушений касалось превышения установленных ограничений общей массы. За 6 месяцев комплексы автоматического взвешивания зафиксировали всего 2123 таких случая или 0,45% от всех нарушений.
Читайте также Weigh-In-Motion: Как работает первый комплекс по взвешиванию авто в движении
Лига WIM
В 2020 году "Укравтодор" запланировал обновить рекордное количество дорог - более 4 тыс. Однако без должного контроля за перегруженными транспортными средствами невозможно сохранить новые дороги в хорошем состоянии. Урон для дороги от проезда одного грузовика весом более 12 т - в 50 раз превышает урон от проезда легкового автомобиля. А на каждую гривну инвестиций приходится 2,5 грн потерь от проезда перегруженного транспорта. "Штрафы - не единственное решение. Необходимо единство бизнеса и готовность соблюдать правила", - говорят в "Укравтодоре".
Поэтому было инициировано создание так называемой Лиги WIM – "объединения добропорядочного бизнеса", который работает с грузовыми перевозками. "Суть проекта - объединить добропорядочный бизнес, который готов публично заявить о соблюдении габаритно-весовых ограничений", - пояснил глава Госагентства автодорог Украины Александр Кубраков.
Основные принципы работы - не нарушать габаритно-весовые нормы, не толерировать нарушение этих норм компаниями-подрядчиками, обеспечивать равные условия для всех в отрасли и требование наказания для нарушителей. Присоединиться к Лиге можно добровольно, но, если компания будет зафиксирована в системе нарушений - ее исключат.
Читайте также Честным быть дорого - интервью с Вадимом Бикуловым о рынке автомобильных грузоперевозок
Плата с грузовиков
Основное финансирование отрасли на сегодня происходит за счет Дорожного фонда, который наполняется из поступлений от акцизного сбора и ввозной пошлины на нефтепродукты, а также с импортируемых транспортных средств. В Украине зарегистрировано около 9,2 млн транспортных средств, из которых 1,5 млн - грузовики. Это без учета грузовиков с иностранной регистрацией, которые пользуются автомобильными дорогами при международных перевозках. Износ дорожного покрытия от грузовика в разы превышает износ от легкового автомобиля. Существующая система налогообложения и сборов не учитывает этот факт. В итоге, как отмечают в дорожном ведомстве, платят за дороги одни, а пользуются ими другие.
Поэтому, Офис поддержки реформ вместе с "Укравтодором" и экспертами отрасли разработали проекты законов, которые касаются внедрения платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования. В частности, предлагается ввести плату за проезд для грузовиков на уровне 3 грн/км. Согласно расчетам, это даст дополнительных 8,9 млрд грн в год. На первом этапе начать планируют с иностранных транспортных средств.
"В первую очередь целью внедрения такой системы является гармонизация украинского законодательства с европейским. Обязательство внедрения такой платы Украина взяла на себе еще при подписании Ассоциации с ЕС", - говорит эксперт Офиса поддержки реформ при "Укравтодоре" Павел Кушнирюк.
Кроме того, создание системы платы за проезд - это источник наполнения Дорожного фонда. "Впервые мы постарались прописать такой законопроект, который с одной стороны выполнял бы условия европейских директив, с другой стороны - старались защитить пока что украинских перевозчиков и сконцентрироваться исключительно на транзитном и иностранном транспорте. Кроме того, мы ищем дополнительные деньги для финансирования огромной национальной программы, которая называется "Большое строительство", - отметила народный депутат Елена Шуляк.
Европейский опыт
Почти все страны Европы уже ввели плату за проезд с грузовиков, в том числе Чехия, Польша, Турция, Германия, Ирландия, Италия, Норвегия, Испания, Португалия, Австрия, Болгария, Словения, Швейцария, Франция, Словакия, Венгрия, Латвия и другие. Размер платы за проезд в странах Европы колеблется (в украинском эквиваленте) от 2,2 грн до 11 грн за километр проезда в зависимости от общего веса транспортного средства, нагрузки на ось, класса дороги, вида топлива, уровня шума, даже времени проезда и т.д. Для примера, стоимость проезда для авто весом более 3,5 т в Беларуси составляет 3,1-3,9 грн/км, Польше - 2,2-3 грн/км, Словакии - 5,7-5,9 грн/км, Венгрии - 5,3-7,9 грн/км, Австрии - 7,6-11,1 грн/км.
Однако, справедливости ради стоит отметить, что не только в Украине до сих пор нет системы платных дорог. Некоторые развитые европейские страны тоже отказались от этого пути. В частности, Эстония, Финляндия, Исландия и др.
Чего ожидать?
Первым этапом внедрения проекта будет принятие Верховной Радой разработанных законопроектов, которые вносят изменения в Бюджетный кодекс, закон "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины", закон "Об автомобильных дорогах" и т.д. Это этап запланирован на период 2020-2021 гг. Параллельно с разработкой законопроекта предлагается разработать порядок взимания платы с учетом требований и рекомендаций нормативных документов Европейского Союза. При внесении изменений в действующее законодательство, необходимо определить оператора Системы и разработать Техническое задание на разработку системы. В Украине в качестве оператора может выступить одно из существующих или вновь созданное госпредприятии или частное предприятие, которое будет функционировать на условиях государственно-частного партнерства.
Второй этап, который будет реализован в 2021-2023 гг., предполагает взыскание платы за проезд исключительно с транспортных средств иностранных перевозчиков с максимально разрешенной общей массой 12 т и больше, которые осуществляют транзитные перевозки по территории Украины.
Полноценный запуск проекта запланирован на 2024 год. Его реализация, как уверяют инициаторы, позволит: обеспечить надлежащее содержание и своевременный ремонт автодорог общего пользования государственного значения и улучшить их техническое состояние; выполнить ремонт и реконструкцию существующих мостов и путепроводов; улучшить безопасность и организацию движения; осуществлять контроль и мониторинг грузоперевозок в Украине; обеспечить действенный контроль за движением крупногабаритных транспортных средств и опасных грузов; минимизировать вред окружающей среде от выбросов вредных газов; улучшить дорожную инфраструктуру (придорожный сервис) и поднять ее уровень до европейских стандартов.
Читайте также Инспекция "Большого строительства". Как строят и содержат дороги в Житомирской и Ривненской областях