01

Общее состояние

В общей сложности на автомобильных дорогах общего пользования в Украине насчитывается 16 тыс. искусственных сооружений. Из них, 5458 - на дорогах государственного значения, 10322 - на дорогах местного значения. При этом больше половины из них уже не соответствуют нормативным требованиям, так как 80% мостов и путепроводов были построены еще до 1980 года. 

Чтобы определить приоритеты для реконструкции и ремонта, на сегодняшний день было обследовано порядка 70% сооружений на дорогах государственного значения. За этот и следующий год в планах - завершить осмотр всех искусственных сооружений. На дорогах местного значения пока что было обследовано только 25% объектов. 

11

02

Текущая ситуация

В 2020 году в планах "Укравтодора" было обновить 100 искусственных сооружений. Однако, по информации дорожного ведомства,  реконструкцию и ремонт удалось выполнить на 158 искусственных сооружениях и еще 55 были обновлены благодаря эксплуатационному содержанию. Достраивались такие мосты долгострои как "Маршанский" мост через реку Прут, мост через реку Черемош в селе Розтоки, мосты через реки Днестр и Теребля. 

На этот год было намечено обновить 165 искусственных сооружений на общую сумму 4 млрд грн. На сегодня план выполнен на 84%. Исходя из темпов, в "Укравтодоре" надеются обновить даже более 200 искусственных сооружений. Главными задачами на этот год были определены - обследование мостов, запуск и финализация проектов-долгостроев, которые стартовали ранее (Запорожские мосты), старт строительства Кременчугского и Ямпольского мостов, реконструкция и ремонт мостов в 4 и 5 эксплуатационном состоянии, эксплуатационное содержание мостов. 

15

03

Ключевые проекты

Запорожские мосты - это 9-километровая автотранспортная магистраль, которая состоит из 6 транспортных развязок и 27 искусственных сооружений, ключевыми из которых являются балочный и вантовый мосты. В декабре прошлого года был открыт проезд по одной части балочного моста Старый Днепр. До конца 2021 года балочный мост должен быть завершен полностью. Весь объект должен быть сдан в 2022 году.

Кременчугский мост в Полтавской области - еще один крупный проект. В этом году был заключен контракт с турецкой компанией Dogus по принципу design and build. На сегодня уже заканчивается разработка проекта, в следующем месяце ожидается позитивный экспертный отчет, после чего будет начато строительство. Подготовительные работы уже идут - обустраиваются площадки для строителей, подъездные дороги, завезено оборудование из Турции и т.д. 

Ямпольский мост - стоимость проекта 3,4 млрд грн. Подрядчиком выступает компания "Автострада". Целью является улучшение сообщения между Украиной и Молдовой. Со стороны Украины уже отремонтировали дорогу государственного значения к границе. 

14

04

Технологии строительства

Для строительства и реконструкции мостов используются новые и, как заявляют в "Укравтодоре", современные методы. Один из них - строительство металлических мостов методом "надвигания". Его преимуществом является более легкий вес конструкций, возможность перекрытия больших участков, скорость монтажа, более простой ремонт в сравнении с железобетонными конструкциями, и привлекательный вид с точки зрения архитектуры. Такой метод был использован, в частности, для строительства моста через реку Чертомлык и эстакады в обход города Ривне. 

Вторая технология, которая активно сейчас используется, - пост-напряжение. Она дает возможность сооружать пролетные строения из монолитного железобетона и усиливать старые пролетные строения. Технология обеспечивает долговечность конструкции до 100 лет. Дополнительные преимущества - отсутствие необходимости транспортировки громоздких элементов пролетных строений и отсутствие геометрических ограничений. С использованием этой технологии уже были реализованы такие проекты: капитальный ремонт моста через реку Немия (трасса Выступовичи-Житомир), капитальный ремонт через реку Мурафа (трасса Выступовичи - Житомир - Могилев-Подольский). 

Как альтернатива традиционным мостам, начали реализовывать проекты с использованием металлических гофрированных конструкций. Главными преимуществами этой технологии является стойкость к агрессивным внешним факторам окружающей среды, технологичность, скорость сооружения, простота в транспортировке. Таким образом уже были построены объекты на трассах Днепр-Решетиловка, Запорожье-Донецк и др.  

05

Дополнительный эффект

Ожидается, что, как и в целом обновление дорог, ремонт и строительство мостов окажут сопутствующий эффект как на смежные отрасли, так и на экономику страны в общем. Предполагается, что за пять лет реализации программы ВВП должен увеличится на 1%, а генерирование дополнительного финансового ресурса для отечественных промышленных компаний на добычу и производство материалов для возобновления мостов ежегодно будет составлять 3,65 млрд грн. Кроме того, ожидается снижение оттока кадров за счет создания дополнительных рабочих мест - 3,2 тыс. в мостовой отрасли и 15,6 тыс. в смежных отраслях. 

12  

Также ранее министр инфраструктуры отмечал, что не менее важным является то, что Программа обновления мостов направлена на поддержку национального производителя и максимальную локализацию. "По оценкам наших экспертов, 90% всего процесса могут обеспечить украинские предприятия", - заявлял Александр Кубраков. 

Читайте также Соединяя берега: Какие мосты-долгострои ремонтировал "Укравтодор" в 2020 году