01

Большое строительство

Нынешняя власть решила запомниться рекордными объемами ремонта автомобильных дорог - в планах на текущий год обновление 4200 км дорог государственного значения. Всего на этот год запланировано 504 объекта. Сейчас работы идут уже на 200 объектах в 23 областях страны. Если перевести это в километры, то на сегодняшний день работы ведутся уже на 2600-2700 км дорог. 

"Первые отремонтированные дороги обещают открыть уже в июне. Среди первых объектов это дорога Львов-Меденичи-Трускавец, Васильевка-Бердянск, Чугуев-Меловое, Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка, Северодонецк - Станица Луганская, Киев-Харьков", - отметил сегодня Александр Кубраков. 

Читайте также Инспекция "Большого строительства". Как строят и содержат дороги в Житомирской и Ривненской областях

02

Финансирование

Для большой стройки нужны большие деньги. Всего планируют выделить 90,2 млрд грн. Уже заключены договора на общую сумму 74,3 млрд грн, из них средства МФО - 4,4 млрд грн. Еще на 33,5 млрд грн объявлены торги, из них 10,1 млрд грн находятся в АМКУ и заблокированы по разным причинам. Такой значительной суммы удалось достичь благодаря финансированию сразу из нескольких источников. 

Ключевым остается "Дорожный фонд", внедренный еще предшественниками, - 31,5 млрд грн и международные финансовые организации - 5 млрд грн. Кроме того, в этом году планируется выпустить облигации под госгарантии на общую сумму 19,3 млрд грн. Соглашение между "Укрэксимбанк" и "Укравтодором" на предоставление первого транша в размере 5,7 млрд грн уже было подписано. 

Последним источником финансирования станут средства от "Газпрома", которые Украина получила по решению Стокгольмского суда. Речь идет о сумме в 35 млрд грн. 

03

Запорожский мост

В своем первом интервью Александр Кубраков говорил, что хотел бы запомниться тем, что доведет до конца проекты, которые длятся уже годами. В частности, речь шла о Запорожском мосте - одном из старейших инфраструктурных долгостроев, который начали строить еще в 2004 году. 

В начале марта между "Укравтодором" и турецкой компанией Onur Taahhut был подписан контракт на строительство моста. Общая стоимость работ - 12 млрд грн. Договор рассчитан на четыре года, но по внутренним срокам закончить строительство планируют за два года. На сегодняшний день работы на объекте уже ведутся. Движение на первых участках начнется уже в этом году. 

04

Новая методология

В начале марта стало известно, что "Укравтодор" намерен внедрить новую тендерную документацию с более жесткими квалификационными требованиями к участникам. Новая Методология призвана противодействовать "тендерным троллям" и недобросовестным подрядчикам, которые реализовали собственные интересы на местах. В приоритете будет предыдущий опыт, надежность и качество работ.

Кроме того, "Укравтодор" намерен отойти от практики ремонта дорог по 1-2 км. Вместо этого хотят укрупнить участки до 20-40 км, что гарантирует как качество дорог, так и ответственность подрядчиков за дорожные работы.

Сейчас Методология находится на согласовании в Минэкономразвития. "У нас есть еще один вопрос, по которому мы дискутируем. Это касается денежного покрытия. Наша принципиальная позиция, чтобы Методология включала этот пункт, позиция министерства - нет", - отметил в комментарии Александр Кубраков. Вместе с тем в компании надеются прийти к соглашению и принять Методологию еще в мае. Однако некоторые участники рынка считают Методологию дискриминационной и прописанной только под крупных игроков, поэтому дискуссия пока продолжается.

05

Независимый надзор

В конце прошлого года Кубраков заявил, что на "Большую стройку" привлекут независимые международные компании для технического надзора за строительством дорог. "Технический надзор будут осуществлять зарубежные компании, которые профессионально этим занимаются во многих странах. Они будут нести юридическую ответственность. Такие компании ценят репутацию, им есть что терять", - объяснял глава дорожного ведомства. 

На сегодняшний день "Укравтодор" уже подписал первые договоры с крупными международными инжиниринговыми компаниями - Egis (Франция) и iC (Австрия). Еще один консультант в этом списке - корейская DOHWA Engineering Co. Среди пилотных проектов: капремонт моста через реку Айдар, капремонт ремонт путепровода через железную дорогу на автотрассе Старобельск-Луганск-Хрустальный-Макеевка-Донецк, капремонт дороги Стрый-Тернополь-Кропивницкий-Знаменка. А корейцам достался участок трассы М-05 Киев-Одесса.

На очереди - дорога Днепр-Решетиловка, строительство автотранспортной магистрали через реку Днепр в Запорожье, дорог Запорожье-Мелитополь, Северодонецк - Станица Луганская, Красная Таливка - Луганск и привлечение более широкого круга международных инжиниринговых компаний. 

06

Социальные гарантии дорожникам

В конце апреля "Укравтодор" подписал Меморандум с участниками рынка о защите прав работников дорожного хозяйства и создании новых рабочих мест, который предусматривает официальное трудоустройство всех работников компаний дорожной отрасли, обеспечение медицинского страхования и закрепление минимальной заработной платы для дорожных специальностей на уровне 9670 грн в месяц. 

Глава Госагентства Александр Кубраков отметил, что уже сегодня в дорожной отрасли средняя заработная плата составляет 16-17 тыс. гривен. "Я думаю, что это правильный тренд, и до конца года еще больше компаний пересекут эту границу по зарплатам своих рабочих. Тогда Украина станет более конкурентоспособной по сравнению с соседними странами. Специалистам этих профессий просто не будет смысла ехать в другие страны", - отметил он.

07

Создание рабочих мест

С 1 мая стартовал онлайн-проект "Дороги и работа", который информирует об актуальных вакансиях в дорожной отрасли и возможностях развития. "В этом проекте принимают участие 18 компаний. Они размещают свои вакансии. За небольшой период времени трудоустроено 3700 человек", - отметил Кубраков. 

По прогнозам "Укравтодора", для выполнения амбициозного плана по обновлению более 4 тыс. км государственных дорог в 2020 году дорожная отрасль должна дополнительно привлечь более 38 тыс. дорожных специалистов. Еще около 120 тыс. рабочих мест будет создано в сопутствующих отраслях: на рынке проектных и инжиниринговых услуг, материального производства и обслуживания. Также ожидается рост занятости в сфере придорожной инфраструктуры.

Читайте также Дороги под присмотром: Зачем "Укравтодор" внедряет технадзор международных компаний