Зерновозы
Е. Кравцов, из интервью 15.08.2017: "Рабочий парк увеличился на 3000, по сравнению с сезоном 2015-2016 гг., благодаря закупке зерновозов частными компаниями. Это должно положительно сказаться на обеспечении подвижным составом перевозок зерна. Дополнительно мы рассматриваем вариант лизинга, который был предложен рынку в июне этого года".
ЦТС: Количество зерновозов УЗ за год сократилось на 0,1% (11 649 ед. май 2017 года - 11 641 ед. март 2018 года). А вот частники за этот год увеличили свой парк на 51% (4 152 ед. май 2017 года - 6 271 ед. март 2018-го). С каждым годом частники все больше инвестируют в свои зерновозы. В планах УЗ закупки зерновозов нет, компания сосредоточена на полувагонах. Однако, в этом году после дерегуляции вагонной составляющей инвестировать в подвижной состав для бизнеса стало более рентабельно, поэтому можно прогнозировать, что количество частных зерновозов и дальше будет расти. И если раньше все транспортные проблемы зерновиков упирались именно в дефицит вагонов, сейчас это уже не настолько критично. Более острыми являются вопросы оборачиваемости, которая в этом году только увеличилась, и отсутствия тяги. Особенно ощутимыми этими проблемы становятся в периоды пиковых нагрузок осенью.
Читайте также 10 целей Кравцова: Что планирует и.о. председателя правления "Укрзализныци"
Локомотивы
"Есть несколько вариантов, у кого брать в аренду локомотивы. Уже ведутся переговоры с железными дорогами в Казахстане и Беларуси. Потенциально можем привлекать из Прибалтики и Грузии. Перед тем, как принимать решение об аренде посмотрим, что можем сделать, чтобы поднять те локомотивы, которые у нас есть в нерабочем парке. Если эффективно организовать процесс обеспечения запчастями, то в течение полутора-двух месяцев сможем поднять 30-40 машин", - Евгений Кравцов.
В августе прошлого года Евгений Кравцов пообещал к началу пиковых нагрузок "поднять" 30-40 локомотивов. По последним данным УЗ, парк локомотивов в январе-июне 2018 года увеличился на 2,8% (51 ед.), по сравнению с этим же периодом 2017 года (1794 ед. в 2017 году - 1845 ед. в 2018 году).
Идея аренды локомотивов так и не была реализована. Вместо этого УЗ пошла по другому пути и заключила с компанией General Electric контракт на 15 лет. Подписанный рамочный договор подразумевает поставку до 225 локомотивов GE, а также модернизацию до 75 локомотивов. Договор предполагает локализацию производства: на первом этапе до 10% с увеличением до 40%. Первые 30 локомотивов ожидаются уже до конца этого года. Однако, рынок говорит, что глобально ситуацию с локомотивным парком 30 тепловозов решить не смогут, и необходимо решать вопрос более комплексно.
Кроме тепловозов, УЗ также планирует закупить новые электровозы, но уже в следующем году. Ранее переговоры о закупке велись с Siemens, Bombardier, CRRC и Alstom.
Система распределения вагонов
"С начала августа было запущено пилотное распределение вагонов-зерновозов в автоматическом режиме. Система хорошо показала себя на крытых вагонах и цементовозах. В этом сезоне должна в полной мере заработать на всем парке зерновозов", - Евгений Кравцов.
В начале июня 2018 года было принято решение приостановить работу автоматической системы распределения вагонов для того, чтобы определить ряд проблем в программном продукте. Действительно, к работе этой системы у рынка изначально было много вопросов, которые за год так и не были решены. В этом маркетинговом сезоне программа работать не будет. Сейчас УЗ пришла к полуавтоматическому распределению, то есть распределяться вагоны будут через заявки в "Месплане" с акцентом на маршрутные отправления.
Реформирование
"Основной аспект хочу сделать как раз на том, чтобы дать новый толчок основным направления реформ - корпоративному управлению, вопросам, связанным с изменением системы закупок, системы распределения вагонов и тарифообразования. Отдельное внимание будет уделено развитию пассажирского хозяйства, с качественно новым подходом к формированию сервисов и услуг для наших пассажиров", - Евгений Кравцов.
Если говорить по вышеперечисленным пунктам Евгения Кравцова, то глобально пока мало что сделано. Система распределения вагонов, как уже было сказано, не работает; нового прозрачного механизма тарифообразования нет; система закупок УЗ не изменилась, за исключением формульного ценообразования при закупке топлива.
Что касается корпоративного управления, то в марте этого года консультанты Deloitte на основании проведенного анализа текущего состояния УЗ выделили девять основных компонентов, необходимых для эффективного управления компанией. В частности, к сфере ответственности наблюдательного совета эксперты предложили отнести управление, стратегию, показатели деятельности, персонал и добросовестность, а к сфере ответственности правления - формирование рабочего плана для всей компании, решение операционных вопросов, отчетность и комплаенс.
В пассажирском хозяйстве наблюдаются некоторые подвижки: в отдельных ночных поездах в тестовом режиме было внедрено горячее питание, изменен подход к уборке вагоно
Тендеры
"Это одна из наиболее острых проблем УЗ. Есть два первоочередных направления. Первое - разобраться в тех тендерах, которые почему-то срывались, проводились неэффективно, и их все же провести. Второе – среднесрочное направление по налаживанию эффективной системы закупок по всей цепочке, от планирования к организации логистики. В течение ближайших нескольких недель я хочу привлечь экспертов с исключительной репутацией и дать оценку закупкам УЗ и как ее можно поменять. Возможно, это будет проект совместно с ООН или одним из международных доноров", - Евгений Кравцов.
Тендерные закупки все еще остаются противоречивой и сложной сферой деятельности УЗ. В третьем и четвертом кварталах компания столкнулась с серьезными проблемами в закупке стратегически важной продукции - дизельного топлива. К примеру, в августе-сентябре 2017 года взаимными жалобами на друг друга нефтетрейдеры заблокировали часть торгов. К плюсам команды Кравцова можно отнести внедрение формульного ценообразования при закупках дизельного топлива. Первое соглашение нового образца было подписано в феврале 2018 года. В последующие месяцы формула стала применяться на всех торгах по дизтопливу. Однако не стоит забывать, что внедрение формулы планировали еще в 2015 году и по разным причинам оно оттягивалось.
Другой нерешенной проблемой остается активное участие в торгах посреднических фирм. Частично это вызвано нежеланием самих производителей участвовать в тендерных процедурах, но есть и обратная сторона. Сами производители начали использовать посреднические компании в своих целях, создавая видимую конкуренцию.
Тарифы
"В этом году хотим провести индексацию тарифов, а со следующего года необходимо поменять принципы изменения тарифов. Нужно перейти к изменению тарифов на основании четких, понятных и прозрачных индексов, таких как индекс промышленных цен, инфляции и других показателей экономики", - Евгений Кравцов.
В прошлом году после длительных обсуждений и согласований в разных ведомствах УЗ повысила тарифы на грузовые перевозки на 15%. В этом году "классической индексации" тарифов не было, но "Укрзализныця" предложила ряд альтернативных для нее решений. Во-первых, дерегуляцию вагонной составляющей тарифа для парка собственных вагонов. В середине июня опубликовали новые ставки на собственные вагоны УЗ, которые на 10% выше тех, что были в феврале. Во-вторых, увеличение нормативного количества суток в порожнем и груженом рейсе (показатель Тдод). В-третьих, унификацию коэффициента порожнего пробега для всех тарифных классов.
Аналитики прогнозируют, что, в случае вступления в силу всех выше озвученных решений, стоимость перевозки для разных тарифных классов будет на 10-49% выше, чем была до дерегуляции (на примере, доставки груза на расстояние в 500 км). Наибольший рост произойдет для грузов первого тарифного класса. В деньгах проценты легко конвертируются в дополнительные доходные поступления: по оценкам бизнеса, суммарно затраты грузоотправителей с ноября 2017 года возрастают почти на 10 млрд грн, еще в 5 миллиардов в год обойдется запланированная унификация платы за порожний пробег.
Кадры
"Будут кадровые перестановки. Некоторые люди уже подали в отставку. У меня никаких личных счетов нет и не может быть. О части руководителей у меня позитивное мнение, есть много профессионалов с хорошей репутацией, с которыми мы будем продолжать сотрудничество", - Евгений Кравцов.
Начнем с того, что за год Евгений Кравцов так и не избавился от приставки "исполняющий обязанности". Хотя для украинских государственных компаний, транспортной отрасли в том числе, это скорее уже правило, чем исключение. У членов правления команды Войцеха Балчуна контракты закончились, новое - так и не были подписаны. Сейчас в команде Кравцова финансовый директор Андрей Рязанцев и директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике УЗ Антон Саболевский.
Из положительного - в июне Кабинет министров утвердил кандидатов в члены набсовета УЗ. В него вошли известные иностранные и украинские управленцы. Главой наблюдательного совета стал Шевки Анжунер, ранее возглавлявший представительство ЕБРР в Украине.
Финансовый план
"Работаем над внесением изменений в финплан. Финансовые показатели в проекте финплана коррелируются с изменением тарифов, которые были в него заложены. Но, так как индексация тарифа на грузовые перевозки еще не произошла, то вносим изменения в проект", - Евгений Кравцов.
Финансовый план УЗ на 2017 год был утвержден только в сентябре и то с занижением чистой прибыли с 1,2 млрд грн до 62,9 млн грн из-за того, что на тот период еще не была проведена индексация.
Вместе с тем финансовый план на 2018 год, к всеобщему удивлению, был утвержден достаточно рано - 14 февраля. Несмотря на это, освоение капинвестиций пока что оставляет желать лучшего. Всего в финплане на 2018 год заложено 26,95 млрд грн капинвестиций, за пять месяцев 2018 года было освоено 4,26 млрд грн или 15,8% от запланированной суммы.
Стратегия
"Подобная стратегия, с реальными цифрами, в УЗ делается первый раз. Сейчас она на обсуждении в МЭРТ, а также активно обсуждается в Минфине. Но есть определенный момент, связанный с общей стратегией транспорта - у нас достаточно общие посылы в транспортной стратегии в части железнодорожного транспорта, хотя, именно он - является основой и хребтом всей транспортной системы Украины", - Евгений Кравцов.
Национальную транспортную стратегию так и не доработали, и приняли с "общими посылами" в мае этого года. Что касается стратегии УЗ на 2018-2021 гг., она была презентована в сентябре 2017 г. Основной месседж стратегии - большой объем капитальных инвестиций, который планируется потратить на подвижной состав. В частности, из 5,9 млрд долл. на закупку и модернизацию подвижного состава планируется потратить 4 млрд долл. Насколько выполнима эта стратегия пока что сказать сложно, но стоит подчеркнуть, что в первом квартале 2018 года капинвестиции были выполнены только на 15%.
Пассажиры
"Для перевозки пассажиров летом УЗ назначила 35 летних поездов (в 2016 году их было 28), увеличила курсирование пяти графиковых поездов. Чтобы эффективно пройти пик перевозок, необходимо будет оперативно решать проблемы с ремонтом, в первую очередь, капитальным – для улучшения стандарта качества обслуживания пассажиров, вагонов и локомотивов. Будем развивать те направления, где уже сейчас высокая населенность поездов, в том числе по направлению Восток-Запад", - Евгений Кравцов.
В этом году в пассажирском хозяйстве УЗ был ряд позитивных изменений: появилось горячее питание в нескольких поездах дальнего следования, а также новая система уборки вагонов. Вопрос разделения пассажирских поездов на классы ("комфорт", "стандарт" и "эконом") затянулся, но по последним сообщениям УЗ, находится сейчас на согласовании с МИУ.
Дополнительные поезда назначались к праздникам и "высоким сезонам", правда, традиционно, билетов на популярные направления все равно не хватает. Более того, вопрос с кондиционированием так и не удалось решить - менее половины поездов УЗ дальнего следования оборудованы системой охлаждения. Что касается развития направления с Востоком, плюс в том, что из Киева до Мариуполя теперь можно добраться на час быстрее, но о запуске скоростного сообщения на этом направлении в УЗ пока речь не ведут.
Также были назначены новые международные поезда: с 10 декабря - поезд Одесса-Перемышль, с конца сентября будет запущен "поезд четырех столиц" (Киев-Минск-Вильнюс-Рига). До конца лета обещали запустить поезд из Мукачево в Будапешт, но проект все еще в стадии реализации.
Читайте также Новый Бескидский тоннель: Кто приложился к инфраструктурному проекту пятилетки