01

Что такое Pegasus Ukraine?

Это предполагаемое нами, условное название национального лоукостера, о создании которого уже год говорят в Министерстве инфраструктуры Украины. Известно, что новая авиакомпания будет основана, скорее всего, при участии турецкого лоукостера Pegasus Airlines. Последний уже имеет схожий опыт -  "дочку" в Кыргызстане. В 2012 году турки приобрели 49% акций местной чартерной авиакомпании Air Manas.

Для популяризации своего бренда в Центральной Азии менеджмент Pegasus Airlines придумал новое название Pegasus Asia. Под этим брендом Air Manas летала в 2013-2015 годах, затем вернулась к исконному названию. Кыргызская "дочка" пока что является единственным дочерним предприятием Pegasus Airlines за пределами Турции. Вполне возможно, что схожую схему применят и в Украине.

Новую украинскую авиакомпанию могут назвать более прозаично – скажем, Air Ukraine. Но такая уже существовала в истории Украины и в свое время стала основой для создания Air Ukraine International, сейчас известной как МАУ. Однако, нельзя исключать, что составляющей "Pegasus" в названии создаваемой компании может и не быть.

10

02

Кто будет владельцем национального лоукостера?

Министр инфраструктуры Владимир Омелян еще в мае этого года заявил, что 51% акций будет принадлежать государству. Остальные 49% будут переданы частному инвестору, то есть, Pegasus Airlines. Стоит отметить, что в Кыргызстане использовалось подобное разделение собственности. Единственным отличием является то, что 51% акций принадлежит кыргызским бизнесменам, а не государству.

03

Зачем Pegasus Airlines нужен лоукостер в Украине?

Pegasus Airlines, как и другие турецкие авиакомпании, заинтересованы в развитии маршрутной сети в Украине. "Долгосрочная же цель – открыть больше маршрутов в Украину", – заявлял в интервью порталу ЦТС Серкан Атли, заместитель начальника отдела продаж Pegasus Airlines. Создание "дочки" позволит туркам выйти на новые рынки, с которыми Украина имеет достаточно либерализированное авиасообщение (Польша, Эстония, Италия, Грузия, Литва и другие). Кстати, Air Manas обеспечивает не только подвоз пассажиров в Стамбул, но и выполняет полеты в Китай и Индию, куда самолеты Pegasus Airlines не летают вовсе.

Также в Pegasus Airlines хотят открыть прямой рейс Киев-Стамбул. "Мы также хотим летать в Киев из Стамбула напрямую, но сейчас мы не можем это осуществить из-за ограничений. Все же, мы надеемся, что мы начнем полеты из Киева в Стамбул в ближайшее время", – отмечал Серкан Атли. Достичь этого практически невозможно из-за действующих ограничений, которые прописаны в соглашении между Украиной и Турцией. Этот вопрос требует решения на межправительственном уровне.

04

Сколько самолетов будет базироваться в Украине?

В целом, флот Pegasus Airlines насчитывает 76 воздушных судов, из них 3 единицы принадлежат кыргызской Air Manas. Сколько самолетов будет базироваться в Украине, пока неизвестно. Министр инфраструктуры Владимир Омелян еще в январе этого года заявлял о возможных 5-7 самолетах. Как показывает опыт, скорее всего флот Pegasus Ukraine будет состоять из 2-3 самолетов. Если все сложится удачно, то он может вырасти до обещанных 5-7 единиц. Напомним, что парк Wizz Air Ukraine ("дочки" венгерского лоукостера Wizz Air) в 2008 – 2013 годах состоял из двух самолетов, и только в 2013 году пополнился еще двумя.

11

Pegasus в Жулянах

05

Где будет база Pegasus Ukraine?

Наиболее очевидным местом для базирования Pegasus Ukraine является аэропорт Киев (Жуляны). На это есть несколько причин. Опыт Pegasus Airlines в Кыргызстане и Wizz Air в Украине показывает, что авиакомпаниям при создании "дочек" интересны, прежде всего, столичные аэропорты.

При этом аэропорт Киев (Жуляны) более соответствует лоукост-модели, чем Борисполь. Да и в Pegasus Airlines, считают его более удобным для своих пассажиров. "Аэропорт Жуляны очень хорош для нас. Он расположен ближе к центру города, имеет хорошее сообщение с городом. Мы считаем, что это очень умный, клиентоориентированный и удобный в навигации аэропорт", – отмечал Серкан Атли.

К слову, в 2015 году в Украину начала летать другая турецкая авиакомпания – Atlasglobal, также основавшая свою "дочку" в Украине. Главный упор перевозчик хотел сделать на Киев, но не получив соответствующих разрешений, сосредоточился на трех региональных аэропортах и вынужденно отложил заявленные планы по развитию украинской "дочки".

06

Какова будет маршрутная сеть?

О маршрутной сети Pegasus Ukraine пока можно только гадать. Многое будет зависеть от того, где будет база новой авиакомпании и готовности Pegasus Airlines развивать украинскую "дочку". Все может ограничиться подвозом пассажиров из украинских аэропортов в Стамбул и Анкару. А может пойти по кыргызскому сценарию, когда дочерняя авиакомпания наладила сообщение не только со Стамбулом, но и с соседними странами, а также выполняет внутренние рейсы. В этом случае Pegasus Ukraine может начать полеты, скажем, в Польшу, Литву, Грузию, а также может связать украинские аэропорты, куда сейчас летает Pegasus Airlines – Киев (Жуляны), Одессу, Львов, Харьков, и Запорожье.

СнимокКарта маршрутов Pegasus Airlines 

07

Кто такой Pegasus?

В 1989 году две турецких бизнес-группы Silkar Holding и Net Holding при участии ирландской авиакомпании Aer Lingus создали нового перевозчика – Pegasus Airlines. В 1994 году ирландцы вышли из совместного бизнеса, а свою долю продали турецкому банку Yapi Kredi Bank (входит в состав финансово-промышленной группы Koç Holding). Более 10 лет молодая авиакомпания выполняла только чартерные перевозки.

Переломным для Pegasus Airlines стал 2005 год. В начале года 96,5% акций авиакомпании перешли в руки Esas Holding – второй по величине финансово-промышленной группы Турции. Затем Pegasus Airlines стала бюджетной авиакомпанией и начала активно расти.

Сейчас Pegasus Airlines является крупнейшим лоукостером Турции и второй по пассажиропотоку авиакомпанией страны после Turkish Airlines. Лоукостер занимает 29,8% рынка внутренних авиаперевозок Турции и 11,9% международных перевозок, которые выполняются из аэропортов Турции. Для сравнения, в 2005 году эти показатели составляли 1 и 5% соответственно.

08

Кто владеет Pegasus Airlines?

Главным акционером Pegasus Airlines является турецкий Esas Holding, которому принадлежит 62,92% акций. В апреле 2013 года лоукостер дебютировал на Стамбульской фондовой бирже. На продажу были выставлены 34,51% акций. В процессе торгов удалось привлечь 1,44 млрд долларов инвестиций. Все деньги были вложены в развитие маршрутной сети и приобретение новых самолетов. Оставшиеся 2,58% акций принадлежат четырем физическим лицам, одним из которых является Али Сабаджи, входящий в Совет директоров Esas Holding. Отметим, что ранее Esas Holding принадлежало 12,02% акций недавно обанкротившегося немецкого лоукостера Air Berlin.

09

Какой пассажиропоток у Pegasus Airlines?

Когда Pegasus Airlines была чартерной авиакомпанией, пассажиропоток авиакомпании был незначительным. После смены бизнес-модели в 2005 году количество перевозимых пассажиров начало стремительно расти. Если в 2005 году пассажиропоток Pegasus Airlines достиг отметки в 1,9 млн человек, то уже в 2011 году он составил 11,3 млн человек, в 2015 году – 22,34 млн человек, в 2016 году – 24,14 млн человек. Отметим, что за шесть лет работы в Украине, с октября 2010 по ноябрь 2016 года, самолеты Pegasus Airlines перевезли на рейсах из Харькова, Львова и Запорожья около 800 тыс. пассажиров.

112

10

Как давно Pegasus Airlines работает в Украине?

Авиакомпания Pegasus Airlines зашла на украинский рынок более семи лет назад. 20 октября 2010 года перевозчик начал выполнять полеты по маршруту Стамбул-Харьков-Стамбул. Затем открылись рейсы в еще несколько региональных аэропортов Украины: Донецк (сентябрь 2012 года), Львов (октябрь 2012 года), Запорожье (декабрь 2015 года). 6 декабря 2016 года Pegasus Airlines начала летать из Анкары в аэропорт Киев (Жуляны). 14 июля 2017 года маршрутная сеть перевозчика в Украине пополнилась еще одним маршрутом: Анкара-Одесса-Анкара.

Читайте также Откроем больше маршрутов в Украину – интервью с турецким лоукостером Pegasus Airlines