01

По каким предприятиям проводятся конкурсы?

В соответствии с постановлением Кабмина №777, есть три категории предприятий, по которым проводятся конкурсы.

Первая – особо важные для экономики предприятия, со стоимостью активов свыше 2 млрд грн, чистым доходом – свыше 1,5 млрд грн.  

Вторая - стратегические предприятия, стоимость активов и чистого дохода которых превышает 200 млн грн.

Третья – незначительные предприятия, то есть все остальные.

Проведение конкурсов на предприятиях, которые относятся к первой категории – это компетенция МЭРТ, вторая и третья – органа управления, в нашем случае - МИУ. Постановление Кабмина  говорит о том, что по третьей категории руководитель аппарата может заключать контракт без проведения конкурса. Однако, согласно политической позиции министра, у нас все предприятия проходят через конкурс. 

02

Кто входит в конкурсную комиссию МИУ? Изменяется ли состав комиссии для разных предприятий?

В состав комиссии МИУ входят следующие члены: глава комиссии – руководитель аппарата, все заместители министра,  руководитель юридического департамента, руководитель департамента экономики и финансов, кадровой службы и управления по борьбе с коррупцией. Кроме того, входят члены, которые включаются в зависимости от того, по какому предприятию проходит конкурс – это руководители профильных департаментов. 

03

Кто входит в Номинационный комитет по отбору кандидатов в МЭРТ? И кто входит в комиссию при Номинационном комитете? Перечислите на примере одного предприятия, например, Мариупольского порта.

Комитет по назначению – это самый главный орган, куда входят  первый вице-премьер министр Степан Кубив и соответствующие профильные министры реального сектора экономики, по которым наибольшее количество госпредприятий. Среди них: Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян , Министр энергетики и угольной промышленности Игорь Насалик , Министр аграрной политики Тарас Кутовой, Министр финансов Александр Данилюк. Кроме того есть независимые члены у, которых нет права голоса, но это лица, которые имеют чистую международную репутацию.  Глава комитета по назначениям - Джордж Логуш (George Logush),  Шевки Аджунер (Sevki Acuner), Чимяо Фан (Qimiao Fan),  Альгирдас Шемета (Algirdas Šemeta),  Руфат Алимарданов (Rufat Alimardanov). При комитете по назначениям существует комиссия, которая состоит из 5-7 членов. В ее состав входят представители МЭРТ, представители соответствующего органа управления имуществом (например, если это Борисполь – то это МИУ) и независимые эксперты. Состав комиссии утверждается приказом МЭРТ.  

На примере Мариупольского порта, в состав комиссии вошли – первый замминистра МЭРТ, два человека от МИУ – руководитель аппарата и советник министра, два независимых эксперта: Сергей Гайда – проектный менеджер реформы управления государственной собственностью Нацсовета реформ, советник Первого вице-премьер министра, и Юлия Макарова - старший консультант компании «WE Partners», независимый негосударственный эксперт.

По Борисполю 7 человек – три от МЭРТ, 2 от МИУ и два независимых эксперта. 

04

В Номинационный комитет входят голосующие и неголосующие члены. Какова роль неголосующих членов? Прислушиваются ли к ним голосующие члены Комитета?

К ним очень серьезно прислушиваются. Несмотря на то, что они не голосуют, это люди с мировым именем. Я был на заседании вместо Владимира Омеляна по Укрспирту и скажу, что в первую очередь прислушиваются именно к этим членам комитета. 

05

Что означает работа комиссии в открытом режиме? Привлечение СМИ и прямая трансляция являются обязательными?

Конкурс фактически состоит из двух этапов:  первый – открытие пакетов и проверка кандидата на соответствие квалификационным требованиям. Второй – презентация кандидатами конкурсных предложений. Согласно процедуре, СМИ и общественность имеют право присутствовать на первом этапе и на оглашении победителя. На втором этапе СМИ и общественность могут присутствовать в том случае, если все участники конкурса дадут свое письменное согласие. Из практики – еще ни разу не было такого, чтобы кто-то из участников был не согласен на присутствие СМИ.

06

Где и когда можно узнать о готовящемся конкурсе? С чего начать кандидату? Какой пакет документов необходим и куда его подавать?

С момента открытия вакансии в течение 20 дней должен быть оглашен конкурсный отбор. Соответствующее объявление размещается на сайте ведомства. Кроме того, МИУ, хоть и не обязано этого делать, но размещает все вакансии на сайте Work.ua, с целью привлечь как можно больше претендентов. Наше законодательство не предусматривает сотрудничество с хедхантерами, но мы открыты и, если они обращаются, то мы предоставляем им информацию об открытых вакансиях. Имея информацию о проведении конкурса, агентство самостоятельно может рекомендовать  тем или иным людям подаваться на конкурс. Роль МИУ – оперативно дать информацию о вакансиях.

Кандидат лично или через электронную почту подает такой пакет документов: заявление, копию паспорта, копию трудовой книжки, копию документа о высшем образовании, резюме и конкурсное предложение. Документы все стандартные, кроме конкурсного предложения. 

07

Где кандидаты должны брать данные для конкурсного предложения о текущем финансово-экономическом состоянии предприятия, об основных клиентах? Что требуется для формирования конкурсного предложения?

Для того чтобы подготовить конкурсное предложение, как правило, в том же объявлении и вакансии размещается информация о предприятии – это стандартная форма финансовой отчетности. Кроме того, сейчас мир достаточно открыт и любую информацию можно достать, промониторив интернет. Особенно, это касается крупных предприятий. Любой претендент может узнать через интернет о проблемах предприятия, тенденциях, показателях и т.д.

08

Является ли для кандидатов обязательным знание английского языка? Является ли негативным фактором незнание украинского языка для перспектив кандидата?

Для тех конкурсов, которые проводит МЭРТ знание английского языка желательно, поскольку многие члены Комитета англоговорящие. Но это не является решающим фактором. Мы живем в Украине и украинский - наш государственный язык, поэтому его знание является обязательным, но это опять-таки, не решающий фактор. 

09

На каком языке должно быть составлено конкурсное предложение? Реально ли оценивают его содержание все члены комиссии?

Для тех конкурсов, которые проводит МЭРТ, предложение должно быть составлено на украинском и английском языках. Те, которые проводит МИУ – можно только на украинском. 

10

Некоторые конкурсы успешно прошли, директора трудятся. Оправдали ли себя критерии, которые в конкурсе предъявляли этим кандидатам? Можно ли их считать устоявшимся или типовыми для предприятий одной отрасли?

Критерии достаточно общие - это образование и опыт работы, деловые качества , умение управлять, ориентация на результат, лидерские качества, репутационные риски и т.д. В процессе конкурса уже на этапе собеседования  комиссия определяет, кто и насколько соответствует этим критериям и насколько конкурсное предложение является наилучшим. То есть, учитываются две позиции: соответствие критериям и конкурсное предложение. 

11

Как формируются KPI нового СЕО? На основе чего их определяют? Можно ли утверждать, что представленная кандидатом программа на конкурс и есть его KPI?

KPI формируются на основе финансово-экономического состояния предприятия, финплана, плана развития и конкурсного предложения, которое может ложиться в основу KPI.

KPI является неотъемлемым дополнением к контракту. Показатели KPI, которые руководитель обязуется выполнить, являются основанием для его премирования, депремирования или привлечения к дисциплинарной ответственности.

12

Обсуждается ли заранее с конкурсантами оплата труда?

МИУ постоянно обращало внимание на нерыночный уровень оплаты труда руководителей госпредприятий. В соответствии с последними изменениями в постановлении Кабмина №859, структура заработной платы состоит из нескольких позиций.  Первая и самая главная – это должностной оклад. Исходя из специфики предприятий (стоимости активов, чистого дохода и численности сотрудников) все предприятия делятся на пять групп.

Для примера, если стоимость активов больше 30 млрд грн, чистый доход - больше 100 млрд грн, а численность работников больше 20 тыс. чел.– это самое крупное предприятие. Или самое мелкое –стоимость активов до 1 млрд грн , чистый доход – до 200 млн грн и численность меньше 500 человек. Согласно этой структуре, оклад директора самого мелкого предприятия кратен не более 10 заработным платам основного работника на предприятии, самого крупного – не более 200. Именно поэтому у руководителя УЗ заработная плата 400 тыс. грн в месяц.  По последней группе из наших предприятий входит только УЗ и Укрпочта.

Кроме должностного оклада есть еще премии. Квартальные – не более трех окладов за квартал и годовая – не более 24-х. Это при условии выполнения всех KPI. Вот почему формулирование KPI так важно. 

13

На какой срок подписываются контракты с новыми СЕО? Есть ли особые условия их досрочного расторжения (например, невыполнение KPI)?

Контракт заключается с руководителем от одного года до пяти. Подписываю контракты я, как заместитель министра - руководитель аппарата, исполняющий функции секретаря, но в проекте Закона  о внесении изменений в Закон о госслужбе предлагается вернуть функцию подписания контрактов министру. 

14

Заместители директоров предприятий будут идти по конкурсу? Каков порядок согласования их кандидатур после назначения нового СЕО?

Порядком не предусмотрено проведение конкурсов на должность заместителей руководителей госпредприятий. Заместители руководителей госпредприятий не являются политическими должностями, как, наприме,р заместители министра, а значит, не увольняются автоматически с приходом нового руководителя. На них полноценно распространяется трудовое законодательство. Как правило, заместители руководителя согласовываются с министерством. 

15

Если согласование победителя с местной (областной) администрацией – обязательный пункт, какие юридические и другие последствия может иметь отказ в таком согласовании?

Из практики, после того как человек выиграл конкурс – процесс его назначения достаточно длительный. Если это касается руководителей предприятий второй и третьей группы (незначительные и стратегические), то необходимо согласование с местной властью. Из практики – лицо, победившее в конкурсе, мы назначаем исполняющим обязанности до заключения контракта и дальше он может уже фактически управлять предприятием, пока параллельно идут процессы по согласованию с местной властью. К сожалению, бывают ситуации, когда местная власть не согласовывает нового руководителя. Законодательство предусматривает, что в таком случае мы должны еще раз обратиться к ним. В случае отказа согласовать кандидатуру, мы обращаемся в Кабмин, и он уже принимает окончательное решение.

Кабмин со своей стороны может принять решение – согласовать кандидатуру и тогда независимо от позиции местных властей лицо считается утвержденным. Но на практике, я пока еще не видел  ни одного решения Кабмина по согласованию вопреки местным властям. Если Кабмин поддерживает позицию местной власти, то это является основанием для проведения нового конкурса.

У нас много было случаев, когда через суд блокировалось проведение конкурсов. Потенциальные претенденты обращались в суд о признании решения конкурсной комиссии комитета по назначениям незаконными и в порядке обеспечения иска просили остановить процедуру проведения конкурса. Когда речь о крупном предприятии, то там много политики и много влияния – и через судебные решения блокируются конкурсы – это самое сложное сейчас.