Инвестиции
У нас три основных направления инвестиций. Первое - это грузовые вагоны. За пять лет мы планируем инвестировать 28 млрд грн, из которых 18 млрд будет инвестировано в покупку 20 тыс. единиц новых вагонов, 6,5 млрд грн будет инвестировано в модернизацию около 10 тыс. вагонов, остальные - это средства, которые будут пущены на капремонты грузовых вагонов.
Если мы говорим о пассажирском движении, то тут запланировано 34 млрд грн инвестиций. Но примерно половина этих средств - поддержка государства. 9 млрд грн планируем направить на новые пассажирские вагоны - это более 400 вагонов. Мы будем отдавать приоритет нашим украинским производителям.10 млрд грн - модернизация и ремонт пассажирского подвижного состава. Оставшиеся средства - на покупку скоростных поездов, потому что у нас по поездам Интерсити населенность достигает 95%, и мы видим, что есть спрос на них, поэтому видим развитие скоростного пассажирского движения и постепенное замещение дневным движением ночного движения.
Локомотивы - на 5 лет запланировано 40 млрд инвестиций из которых 30 млрд грн - на новые локомотивы (120 электровозов и более 60 магистральных тепловозов), и 9,5 млрд грн - на модернизацию. Так как мы не планируем отказываться от вертикали производственного сервиса, 2,5 млрд грн будет пущены на модернизацию собственных производственных мощностей, на которых мы будем ремонтировать локомотивы.
Создание UZ Loco
Это компания, которой передадут все локомотивы и куда войдут все локомотивные депо. Компания будет заниматься эксплуатацией тягового подвижного состава и предоставлять услуги локомотивной тяги всем нашим вертикалям - грузовой и пассажирской.
Мы оптимизируем наш локомотивный парк. Есть значительное количество локомотивов, которые уже непригодны или станут такими в ближайшие годы - их мы будем выводить из эксплуатации и пускать на металлолом. Нужно провести работу по использованию и разделению тяговых ресурсов.
Обсуждается вопрос создания главного центра управления движением, который управлял бы движением не по региональному признаку, а по сквозному принципу. Например, транзитный груз зашел на Южной дороге и вышел по Львовской, и это все сделано одним локомотивом. Мы прорабатываем отдельные нитки по сквозному проезду наших поездов. Удлинение плеч наших локомотивов и вагонов должны привести к тому, что мы повысим эффективность использования подвижного состава в среднем на 15%.
Сокращение депо
Если мы говорим об оптимизации производственных мощностей, то мы тут видим необходимость 25% сокращения количества наших депо. Тот излишний состав депо, который был рассчитан ранее на гораздо большие объемы перевозимых грузов, не требуется сейчас. Нужно сокращать количество и вводить специализацию. То есть у нас будут оборотные депо, ремонтные депо и будут депо, где будет обслуживаться новая техника. Основные критерии, которые мы закладываем в эту программу - это специализация депо, кооперация (у нас прорабатывается идея, что депо могут кооперироваться с нашими заводами), концентрация (несколько депо будут объединяться в одно) и, конечно же, социально-экономический фактор - есть несколько депо, которые являются градообразующими и мы будем это учитывать.
Ремонтная вертикаль
Есть три направления по ремонту подвижного состава.
Первое - это пассажирские вагоны. У нас в планах создание пассажирской ремонтной компании.
Второе - компания по ремонту тягового состава, где в кооперации с нашими заводами мы будем создавать либо один, либо несколько филиалов компаний, которые будут этим заниматься.
И грузовые вагоны - тут будет несколько филиалов. В дальнейшем мы хотим выделить филиал, который будет заниматься исключительно ремонтом корпоративных вагонов, и компанию, которая будет заниматься ремонтом вагонов других собственников.
Списание вагонов
Ежегодно выходит из парка 2-3 тыс. вагонов. В 2018 г. у нас из рабочего парка должно было бы выйти 10 тыс. вагонов. Это те вагоны, у которых закончился срок службы. Поэтому мы уходим от понятия "срок службы" и переходим к понятию "техническое состояние вагонов". Жизненный цикл вагона, который мы планируем, - 22 года. На данный момент у нас средний возраст вагона - свыше 30 лет.
Но не хотел бы говорить, что это трагическая ситуация, потому что средний возраст вагона в США, например, 40 лет. Мы посчитали, что каждый год у нас должно быть плюс 9-10 тыс. новых вагонов. И, конечно, мы призываем наших украинских производителей, чтобы мы вместе строили эти вагоны. То же самое касается локомотивов. Но это должен быть локомотив самый современный, и мы не хотим прототипов. И мы за то, чтобы локализация была тут в Украине. А часть вагонов производить на предприятиях УЗ. Ежегодно мы можем делать около 4 тыс. вагонов, с внешнего рынка хотели бы покупать еще 6 тыс. вагонов. Только это будет способствовать тому, чтобы средний возраст по парку у нас снижался.
Читайте также 10 целей Кравцова: Что планирует и.о. председателя правления "Укрзализныци"