В СМИ обнародован проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечней государственного имущества, подлежащего приватизации в 2015 году», куда входит среди прочего также и имущество государственных стивидорных компаний. В связи с этим мы задали партнеру Interlegal, Международная юридическая служба Председателю Морского института Украины Артуру Ницевичу следующие вопросы:
- Означает ли принятие этого постановления, что в отношении имущества государственных стивидорных компаний возможна только приватизация, а другие формы инвестирования (концессия, аренда) теперь невозможны?
- Противоречит ли это постановление Закону «О морских портах Украины» от 17.05.2012, который на ряду с приватизацией предусматривает и другие форматы инвестирования в портовые активы, такие как концессия, аренда и др.?
Действительно, в СМИ появилась информация о принятии этого постановления Кабинетом Министров. Неофициально опубликованы даже отдельные детали постановления. Речь идет о 342 объектах, подлежащих приватизации, в том числе о 13 портах. Проект такого постановления известен из открытых источников, причем сообщается о согласовании проекта этого акта без изменений. Однако информации о принятии этого проекта Кабинета Министров у нас нет.
Таким образом, можно прокомментировать лишь упомянутый проект, в котором предусматривается приватизация имущества 13 морских торговых портов после исключения их из Закона «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» от 07.07.1999, который с момента принятия много раз изменялся, причем последнее из таких изменений имело место 4 июля 2013 года, так что порты как целостные имущественные комплексы приватизации не подлежат. Более того, в соответствии с Законом «О морских портах Украины» от 17.05.2012 не подлежат приватизации стратегические объекты портовой инфраструктуры, а в ст. 26 этого Закона содержится неисчерпывающий перечень форм частного инвестирования портовой инфраструктуры, так что постановлением Кабинета Министров Украины, разумеется, перечень форм частного инвестирования инфраструктуры морских портов ограничить юридически невозможно.
Впрочем, и другие формы обременения титула на стратегические объекты портовой инфраструктуры, кроме причалов, в том числе государственных стивидорных компаний, запрещается, то есть их нельзя сдавать ни в концессию, ни в аренду. Среди форм инвестирования особо упомянута приватизация, особенностям которой посвящена ст. 25 Закона «О морских портах Украины».
Объекты приватизации в морских портах следующие:
1) целостные имущественные комплексы и акции обществ, созданных на базе цехов, производств, участков государственных предприятий – морских портов;
2) отдельное индивидуально определённое имущество;
3) акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе целостных имущественных комплексов, построенных за счет государственных и частных инвестиций в соответствии с заключенными договорами.
Следовательно, никакого противоречия в правовом поле утверждение Перечней объектов приватизации Кабмином не создает. Даже после формального принятия Кабинетом Министров Украины упомянутого постановления в том виде, в котором оно опубликовано, без изменений Закона «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» приватизация порта как целостного имущественного комплекса невозможна, но даже после таких изменений останется невозможной приватизация стратегических объектов портовой инфраструктуры.
Иные формы частного инвестирования портовой инфраструктуры, как-то: концессия, совместная деятельность (простое товарищество), аренда, создание совместных предприятий и другие правомерные формы инвестиционных договоров также остаются разрешенными. Более того, никто не отменял право членов трудового коллектива участвовать в создании хозяйственного общества, которое будет иметь преимущественное право на заключение договора аренды целостного имущественного комплекса, где создано общество, если доля членов этого трудового коллектива в уставном (складочном) фонде общества превышает 50%.
Другое дело, что в ст. 11, ч. 4, Закона Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.1992 предусматривается в отношении недвижимого имущества и других необоротных активов, в том числе государственной земли, на которой расположен объект приватизации, запрет передачи в аренду, внесения в уставный фонд других субъектов хозяйствования, залога и ипотеки, мены и списания имущества, имеющего остаточную стоимость, передачи имущества в управление, бесплатного отчуждения и продажи в целях погашения долгов, если с момента принятия решения о приватизации, стоимость этих активов составляет не больше 5% от суммы баланса предприятия за последний отчетный период, но не более 250 минимальных заработных плат в течение года. Запрещается также реорганизация предприятия, в отношении которого принято решение о приватизации и вводятся другие ограничения, но только с момента принятия решения о приватизации конкретного объекта, причем за исключением случаев, когда подобные действия необходимы в целях эффективного функционирования хозяйствующей организации и с разрешения органа приватизации.
Таким образом, сам по себе факт включения портов или отдельных государственных терминалов в Перечень объектов, подлежащих приватизации, обеспечивает лишь возможность проведения приватизации и возможность реализации одной из опций: приватизация, концессия, аренда и т.п. А принятие решения о приватизации конкретного объекта означает запрещение передачи в аренду целостных имущественных комплексов или структурных подразделений предприятия и введение других ограничений на операции с активами, которые могут привести к их сокращению, обесценению или обременению правами других лиц, то есть включение в упомянутый Перечень. Включение портов в перечень объектов, подлежащих приватизации, еще не является принятием решения о приватизации, и до момента принятия такого решения еще возможна реализация других договорных формы инвестирования.