09 июля 2014 года Государственным советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым "Об особенностях выкупа стратегических объектов в Республике Крым" действие, которого распространяется на общественные отношения, связанные с принудительным выкупом объектов в случае возникновения обстоятельств, влекущих угрозу жизни, здоровью населения, экономической безопасности государства, нормального функционирования объектов жизнедеятельности, техногенной и экологической катастрофы. Таким образом, перечень обстоятельств, которые могут являться основанием для применения настоящего Закона, весьма расплывчат. В связи с этим вполне вероятно использование указанного Закона в качестве "правовых оснований" для передела собственности на территории Крыма.
Согласно положениям Закона выкуп объектов осуществляется путем возмещения их стоимости собственникам данных объектов. При этом размер возмещения устанавливается Совмином Республики Крым на основании денежной оценки, проведенной сторонней организацией, имеющей аккредитацию (лицензию) на территории Российской Федерации. При этом в Закон не предусматривает каких-либо механизмов оспаривания результатов денежной оценки, в случае не согласия с ней собственника такого объекта.
Предложения о принудительном выкупе объектов вносятся в Совмин Республики Крым исполнительными органами государственной власти республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных организаций. Полагаем, что данный Закон распространяет свое действие на собственников любых объектов, которые территориально расположены на территории Крыма. Формулировки Закона позволяют выкупать по установленной процедуре не только объекты недвижимости или земельные участки, но и предприятия, фермерские хозяйства и так далее, так как определения объектов, которое бы определило или ограничило четкий перечень таких потенциальных объектов, в Законе попросту нет.
В случае принятия Совмином решения о выкупе объектов, орган, который внес предложение о его выкупе, обязан в течение 5 дней направить собственнику уведомление о принятом решении о выкупе рекомендованным почтовым отправлением. Кроме того, Законом допускается уведомление собственника о принятом решении путем публикации соответствующей информации в средствах массовой информации. По нашему мнению пятидневный срок на уведомление ничтожно мал для такого рода правоотношений. А возможность "уведомлять" собственника через СМИ, перечень которых, кстати, не определен, вообще дает обширное поле для различного рода злоупотреблений. В связи с этим хочется провести параллели, к примеру с общей процедурой выкупа земельных участков для общественных нужд, установленной в РФ. Так, в случае принятия решения о выкупе участка собственник должен быть уведомлен не менее чем за один год о будущем изъятии.
Таким образом, положения указанного Закона, вкупе с общей общественно-политической обстановкой в Крыму, дают серьезные основания опасаться собственникам активов на территории Крыма, что указанные активы могут быть принудительно отчуждены в пользу Республики Крым в связи с некими "исключительными обстоятельствами" на основании соответствующего решения Совмина Республики Крым. Учитывая механизм отчуждения, к сожалению, вполне вероятна ситуация, когда собственник узнает о факте выкупа уже пост-фактум.
Без сомнения указанный Закон может иметь непосредственное влияние и на объекты и предприятия транспортной сферы. Вряд ли он коснется предприятий / объектов государственной и муниципальной собственности, так как представителями крымской власти неоднократно заявлялось о национализации таких объектов (хотя здесь также следует отметить, что согласно положениям Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные собственнику такой национализацией, возмещаются государством). Что касается объектов и целостных имущественных комплексов морских торговых портов, рыбных портов, ГП "АМПУ", ГП "Госгидрография", расположенных на территории Крыма, то Постановление ГС РК о их национализации было принято одним из первых еще 17 марта 2014 г. Однако теперь, под удар могут попасть частные терминалы, стивидорные компании, судостроительные и судоремонтные предприятия, находящиеся в собственности юридических и/или физических лиц и расположенные на территории Крыма. Также сам факт принятия такого Закона может использоваться в качестве инструмента давления на собственников указанных предприятий.