6 сентября 2012 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 5209 «О проведении экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности». Этим Законом предусмотрено признать судостроение приоритетной отраслью экономики Украины и провести с 1 января 2013 году до 1 января 2023 экономический эксперимент с целью создания предприятиям судостроительной промышленности условий, необходимых для увеличения объема производства продукции и поступлений в государственный бюджет. Закон предусматривает ряд мер, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности продукции судостроения. Вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром» Виктор Лисицкий о том, почему закон пока не может работать и что нужно предпринять для воплощения его норм в жизнь.

К сожалению, среди украинской «элиты» достаточно много весьма влиятельных особ категорически не принимающих появление специальных методов регулирования судостроительного бизнеса. И это понятно: Поднявшиеся на торговле сэкондхэндом, манипуляциях с бюджетными деньгами и просто санчо пансы МВФ, как правило, даже не догадываются что судостроение во всем мире, во всех странах большой 20-ки, даже на родине либеральной экономики (США) имеет специальное регулирование. У нас они называют это регулирование «пильгамы». Именно поэтому этот закон рождался очень, и очень непросто. Именно поэтому он до сих пор «не работает».  

На наше счастье, Премьер Азаров выдвинул идею активизации развития экономики. Ассоциация судостроителей Украины «Укрсудпром» в принципе решительно поддерживает идею активизации развития экономики Украины как таковой. Ведь можно привести десятки примеров, когда существенное ускорение роста тех или иных научно-производственных комплексов Украины может быть обеспечено принятием и внедрением в жизнь довольно понятных общепризнанных мероприятий. И, кстати, без привлечения средств государственного бюджета.

Но для реализации той в целом правильно линии, направление которой было определено в сентябре, необходимо принять ряд срочных мер – чтобы написанное в Законе не осталось лишь декларацией, как это произошло со многими предшественниками этого документа. С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день закон не работает. Ассоциация судостроителей Украины обратилась к премьер-министру со своими предложениями, которые должны обеспечить реализацию этой положительной инициативы в ускоренном режиме. Содержание этих предложений состоит в следующем.

1. Ускорить принятие проектов Законов Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в связи с проведением экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности» № 10361 от 12.04.2012р. и проекта Закона Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины в связи с проведением экономического эксперимента по государственной поддержке судостроительной промышленности» № 10528 от 24.05. 2012г., которые направлены на законодательное урегулирование проблемных вопросов судостроительной отрасли и находятся на рассмотрении в парламенте.

2. Разработать механизм предоставления государственных гарантий по иностранным кредитам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, а также обязательств перед иностранными заказчиками по внешнеэкономическим договорам (контрактам).

3. Разработать механизм удешевления кредитов путем частичной компенсации ставки по кредитам коммерческих банков до уровня учетной ставки Национального банка Украины, действующей на дату уплаты процентов по полученным кредитам.

4. Решить вопрос специального регулирования по строительству судов и других плавсредств для Украины на отечественных предприятиях с преимущественным правом строительства судов по государственному заказу на государственных верфях.

Сегодня государство ведет работу по увеличению добычи собственного газа, в том числе путем разведки и освоения Азово-Черноморского шельфа. В этом направлении на государственном уровне ведется обновление инфраструктуры и идет приобретение у иностранных компаний технических средств - плавучих буровых платформ, судов поставщиков, буксиров и других средств и оборудования. В то время как отечественные судостроительные предприятия, имея резерв производственных мощностей и значительный опыт как в проектировании, так и в строительстве таких судов и технических средств, не привлекаются.

5. Восстановить «Координационный совет по вопросам развития морской индустрии Украины», который был учрежден Постановлением КМУ от 13.07.2004р. № 898 и ликвидирован постановлением КМУ от 18.08.2005 г. № 753. Это был постоянно действующий коллегиальный рабочий орган Кабинета Министров Украины, предназначенный для рассмотрения проблем и перспективных задач комплекса морской индустрии.

Вопрос судостроительной отрасли следует учитывать в планах развития кластера всей морской индустрии, а именно: судоходство, порты, судостроение, судоремонт, рыболовство, шельфовые технологии и прочее. За все годы независимости сферы морской индустрии Украины развивались почти автономно, что не способствовало консолидации инфраструктуры морского бизнеса ради развития отечественного судостроения. Это привело к тому, что судостроительные заводы недостаточно загружены (до 30%) и почти не работают на внутренний рынок. Динамика изменения технического состояния транспортного, рыболовного и других флотов Украины за все последние годы неутешительная. Из-за старения и крайне слабого пополнения флота новостроем мы практически потеряли свой флот, что привело к неоправданному доминированию на внутреннем рынке внешних перевозчиков (до 94%), и вынуждены тратить значительные ресурсы на фрахт иностранных судов, в том числе и для транспортировки собственной продукции.