Минэкономики России выступило за уход с рынка проблемных авиакомпаний, которые не могут решить проблему убытков. В ходе анализа ситуации на рынке ведомство выяснило, что рынок перенасыщен и это приводит к хроническим убыткам перевозчиков, пишет Коммерсантъ.
Сейчас хроническая убыточность перевозчиков не позволяет авиапрому рассчитывать на заказы, а авиакомпании не могут погасить долги. Решение министерство видит не в продолжении адресной господдержки, а в уходе компаний-должников (наибольшая нагрузка у "Трансаэро" и "ЮТэйр").
"Мы предлагаем пересмотреть методы господдержки для авиакомпаний, которые вместе с кредитами госбанков на покупку самолетов "подзагнали" всю отрасль, включая аэропорты и авиастроение, вместо того чтобы после кризиса 2008 года дать уйти неэффективным игрокам, - поясняет замминистра экономики Евгений Елин. - В итоге отрасль так и не вышла из кризиса, рынок сжался, а провозные емкости раздули. "Трансаэро" и другие компании стали под кредиты заказывать дорогостоящие самолеты в расчете на то, что рынок вырастет сам".
Избыток провозных емкостей с мая 2015 года превысил показатели прошлого года на 400 тыс. кресел, а в июне 2015 года составил 800 тыс. кресел. В анализе Минэкономики говорится, что завышенные темпы роста провозных емкостей провоцировали облегченный доступ отдельных перевозчиков к кредитам. Авиакомпании получали льготы на покупку новой российской авиатехники.
В Минэкономики считают, что уход с рынка ряда крупных компаний неизбежен, поскольку погашение долгов по кредитам маловероятно "без масштабных инвестиций собственников".
Поддержку в виде госгарантий на 19 млрд рублей (303 млн долларов) запрашивала "ЮТэйр", но и Минэкономики, и Минфин выступили против, посчитав, что в спасении должен участвовать акционер - НПФ "Сургутнефтегаз". В июне сумма госгарантий снизилась до 9 млрд рублей (143,5 млн долларов), решение должно быть принято в ближайшее время.
По прогнозам министерства, обострения можно ожидать осенью, но "острота его прохождения" будет зависеть от действий кредиторов.