Стратегия развития РЖД до 2030 г. вернулась на доработку. Зампред правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД и профильным ведомствам внести в стратегию развития РЖД вариант, предусматривающий сокращение или полное отсутствие господдержки, а также ограничить срок самой стратегии 2020 годом, следует из протокола совещания у вице-премьера, которое прошло 10 ноября, пишут Ведомости.
Срок исполнения поручения вице-премьера миновал 18 ноября, пока обновленного варианта стратегии развития РЖД в правительство не поступало, говорит представитель Минэкономразвития. Представители Минтранса и Минфина на вопросы не ответили. Получить комментарии у представителя Дворковича не удалось.
Стратегия развития РЖД до 2030 г. (но прогноз по инвестициям в документе — до 2020 г.) предполагает получение от государства 1,4 трлн руб. — это половина всех инвестиций монополии. Значительная часть этих средств, а именно 516 млрд руб. понадобится монополии на капитальный ремонт пути либо на поддержание безубыточности деятельности, сообщает монополия в своей стратегии.
РЖД в своей стратегии обозначила проекты, в финансировании которых могло принять участие государство, объясняет представитель монополии, теперь государство, единственный акционер РЖД, должно решить, какие проекты нуждаются в господдержке.
РЖД второй год говорит о дефиците финансирования капитального ремонта инфраструктуры. В 2014 г. монополия получила дополнительные 30 млрд руб. на покрытие этого дефицита, еще 30 млрд компания получит до конца года — хотя просила 45 млрд. В 2016 г. РЖД будут необходимы субсидии в размере 75 млрд, а в 2018 г. компании понадобится уже 100 млрд руб.
Но участники совещания у Дворковича выяснили, что протяженность железнодорожной инфраструктуры с истекшим сроком службы растет (см. врез), несмотря на субсидии, которые РЖД получает. Длина неотремонтированных путей действительно растет, говорит представитель РЖД, причина в том, что РЖД вынуждена отвлекать средства с обновления существующей инфраструктуры на строительство новой.
Дворкович поручил Минтрансу и Минэкономразвития проанализировать причины увеличения просрочки капремонта пути и увеличения потребности в господдержке, говорится в протоколе совещания. Представитель Минэкономразвития заявил, что вопрос прорабатывается. Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» не ответил.
Вице-премьер, как следует из протокола, рекомендует РЖД сосредоточиться в стратегии на решениях, уже принятых правительством, и исключить решения, требующие одобрения правительства, но принятые менеджментом РЖД.
До 2020 г. предполагается 486,4 млрд руб. инвестиций на инфраструктурные проекты, которые правительство уже одобрило. Это модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей стоимостью 562 млрд руб., из которых 261 млрд — деньги РЖД, развитие Московского транспортного узла стоимостью 236,9 млрд, 47,8 млрд руб. из которых потратит РЖД, и др.
Чем обернется сокращение или отсутствие господдержки, представитель РЖД не говорит. В проекте стратегии до 2030 г. монополия отмечает, что в случае дефицита господдержки к 2020 г. протяженность узких мест вырастет до 15 000 км и снизится скорость перевозок, РЖД не сможет удовлетворять спрос на перевозки. Это приведет к убыткам монополии.
Кроме того, монополии придется отказаться от реализации некоторых проектов — например, от второго этапа расширения БАМа и Транссиба, в который необходимо будет вложить 640 млрд руб., а также расширения железнодорожных подходов к портам.
Вариант стратегии развития РЖД, в котором половина инвестиций монополии должна быть профинансирована из бюджета, а треть может пойти на поддержание безубыточности, нереалистичный, уверен гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Монополии нужно сосредоточиться на проектах, на которые есть деньги, и подумать о повышении эффективности — в частности, сократить затраты, отмечает эксперт. В первом полугодии они выросли на 4,6% до 837 млрд руб., из них расходы на логистические услуги — на 30% до 80 млрд, а выручка увеличилась лишь на 2% до 865 млрд руб., говорится в отчетности компании по МСФО.