По данным исследования юрфирмы Vegas Lex, объем требуемых инвестиций в региональные аэропорты России оценивается в 1,4 трлн рублей (27 млрд долларов) до 2030 года, из которых только 70% могут быть покрыты из федерального бюджета. Оптимальной формой привлечения частных инвесторов могла бы стать концессия, пишет Коммерсантъ.
По прогнозам Vegas Lex, к 2030 году в наиболее развитые региональные аэропорты получится перераспределить часть пассажиропотока МАУ (около 34 млн пассажиров), поскольку Москва не сможет их обслужить из-за географических ограничений.
В Vegas Lex полагают, что дефицит мощностей станет поводом для создания или модернизации существующих аэропортов в радиусе 200 км вокруг Москвы. В компании считают, что "четвертая точка" в МАУ появится не за счет одного нового аэропорта, а через развитие нескольких аэропортов с пропускной способностью 3-12 млн пассажиров каждый.
При этом за последние семь лет развитие региональной авиации шло быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге, за счет более активного роста экономики за пределами этих городов: в 2010-2012 годах валовой региональный продукт (ВРП) увеличился на 37%, исключая МАУ. Каждый процент прироста ВРП соответствует увеличению объема пассажирских и грузовых перевозок на 1,5-2%, говорится в исследовании.
В докладе Vegas Lex также говорится, что основным способом развития региональных аэропортов может быть концессионное соглашение. Такая форма будет использована в рамках развития трех аэропортов Москвы, которые получат аэродромы в долгосрочное пользование, но без фиксированной арендной платы, а за обязательства по их поддержанию и развитию. Основным преимуществом концессии, по мнению авторов исследования, является возможность установить ключевые инвестиционные показатели аэропорта один раз на долгосрочный период. Концессия также снижает стоимость привлечения внебюджетных источников финансирования.