Первый замминистра Минэнергоугля Юрий Зюков в интервью Фокусу рассказал, почему Украина собирается покупать энергетический уголь у сепаратистов, а также о ценах на это топливо.
"Антрацита в мире не так уж много. Кроме Украины, он есть в России, ЮАР, Корее, Вьетнаме и США. А в Польше — только газовая группа. Недавно польский вице-премьер заявил, что Украина умышленно не хочет покупать у них уголь. Да не в этом же дело. Если бы у наших друзей-поляков был антрацит, мы бы там покупали", - рассказывает Зюков.
Украина всё время экспортировала уголь. Когда мы остались без шахт, оказалось, что свободного топлива на мировом рынке нет, оно всё законтрактовано. Наши планы закупки 4 млн тонн на зиму сразу подняли цену. Если раньше она была 70 долларов за тонну, то теперь — 78–79 на границе Украины и России. Портовой уголь на 5–6 долларов дороже из-за транспортировки, утверждает чиновник.
В то же время, Зюков подчеркивает, что Украина не может замыкаться только на России. "Потому что вдруг ситуация сложится как с газом? Он был — и его не стало. Россия способна нас обеспечить, у них уголь дешевле, но нужно иметь запасные контракты за океаном. Из ЮАР сейчас законтрактован миллион тонн угля на четыре месяца, системные поставки начнутся с ноября. Это около пятой-шестой части нашей потребности", - подчеркивает он.
"Все говорили, что уголь в Украине самый дорогой. Но сейчас мы видим, что импортные предложения ещё дороже. Из США нам предлагают уголь по 115–130 долларов в их порту, то есть ещё плюс логистика. Поэтому всегда лучше вкладывать в своё производство, чем инвестировать в другую страну. А значит, мы будем всё равно находить пути решения, как вывезти наш уголь. Сейчас на складах шахт, которые находятся на оккупированной территории, лежит около 3–4 млн тонн, и где-то 1,2–1,3 млн — это как раз дефицитный уголь", - рассказывает Зюков.
"Перед министерством стоит задача пережить зиму, подготовиться к отопительному сезону, чтобы у нас были электроэнергия и тепло. Мы готовы договариваться даже с сепаратистами, чтобы вывезти этот уголь", - резюмирует первый замминистра Минэнергоугля.