Совет директоров «Аэрофлота» принимал экономически неэффективные решения по созданию и управлению «дочками» и зависимыми обществами, выяснили аудиторы Счетной палаты (СП), проверив деятельность перевозчика в 2010-2011 гг. и за девять месяцев 2012 г. Отчет опубликован на сайте ведомства. Также проверка установила, что «Аэрофлот» проводил торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры на суммы свыше 10 млн руб. заключались без проведения торгов, пишут "Ведомости".

Перевозки «Аэрофлота» стоят дороже перевозок других авиакомпаний благодаря «выгодным слотам» (удобному для пассажиров времени вылета и прибытия), обновленному парку самолетов, но также из-за большого объема неэффективных затрат, говорится в отчете. Эти затраты компания закладывает в стоимость перевозок, решила СП. В материалах проверки говорится, что в стоимости авиаперевозок 53% расходов связано с выполнением полета воздушного судна, в том числе 31,9% — горюче-смазочные материалы и 21,2% — аэропортовое и аэронавигационное обслуживание. Еще 26,6% уходит на содержание в исправном состоянии воздушных судов, 10,8% — на обслуживание пассажиров и обработку грузов, 9,5% — на организацию и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы).

В 2011 г. рост доходов «Аэрофлота» аудиторы связывают с ростом объема пассажирских авиаперевозок на 24,2%. В том году доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 г. и обеспечили 75,7% общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%, говорится в отчете. Рост расходов в Счетной палате связывают с уже упомянутым ростом объемов пассажирских авиаперевозок на 24,2%, увеличением суммарной взлетной массы воздушных судов на 20,5%, а также ростом расходов на оплату труда на 36,4%. Также в 2011 г. расходы на оказание консультационно-информационных услуг увеличились в 3,6 раза.

На коллегии Счетной палаты 12 апреля обсуждались мероприятия по снижению стоимости авиаперевозок по классам обслуживания пассажиров. Палата высказалась в поддержку развития сегмента низкобюджетных авиаперевозок. Кроме того, в связи с выявленными нарушениями будут направлены представления как в «Аэрофлот», так и в Минтранс и Росавиацию. Информационное письмо будет направлено в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, материалы проверки отправят в службу экономической безопасности ФСБ России и МВД России, отчет по проверке — в Думу и Совет Федерации.

Государству принадлежит 51,17% акций «Аэрофлота», структурам бизнесмена Александра Лебедева, по разным данным, от 4 до 11%, «дочке» авиакомпании — «Аэрофлот-финанс» — около 5,7% акций, госкорпорации «Ростех» — 3,55% акций.