"Мало что напоминает о былом оптимизме - вот и кремлевский правитель Владимир Путин предпочитает держаться на расстоянии", - говорится в материале агентства dpa об авиасалоне МАКС, проходящем в эти дни в подмосковном городе Жуковский. Автор опубликованной в Handelsblatt статьи считает шоу индикатором "кризиса в российской авиации и космонавтике", сообщает inopressa.ru
По данным агентства, во время генеральной репетиции МАКС-2013 за несколько дней до его открытия у пяти самолетов отказали двигатели, а совокупная сумма запланированных контрактов в этом году составляет 10 млрд долларов, что на треть меньше, чем в 2011 году и в 15 раз меньше, чем на аналогичном салоне в Ле-Бурже.
В статье описываются проблемы, возникшие при запуске в серийное производство и эксплуатации таких образцов российского самолетостроения, как авиалайнер Sukhoi Superjet 100 и истребитель ПАК ФА Т-50. "Производственный процесс в российских фирмах идет слишком медленно для того, чтобы можно было выставлять на международный рынок конкурентоспособные машины", - цитирует издание публициста Алексея Синицына.
По мнению экономиста Евгения Гонтмахера, предпосылки для модернизации, о которой уже много лет говорит премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, в России есть, но, во-первых, провисают наука и образование, а кроме того, происходит утечка квалифицированных кадров - "в том числе по политическим мотивам". "Зарплаты в таких военно-промышленных предприятиях, как "ОКБ Сухого", хорошие, - добавляет Гонтмахер, - но сотрудники как имеющие допуск к гостайне в течение десяти лет не могут ездить за границу", что отпугивает молодежь.
С точки зрения военного эксперта Павла Фельгенгауэра, в нынешнем состоянии авиационной промышленности виновато государство, которое допустило монополизацию всех ветвей промышленности. В случае с Superjet, считает он, "ноу-хау заграничное. Российский - только металл".