Минпромторг России подготовил стратегию развития транспортного машиностроения до 2030 года. Согласно документу, у отрасли два пути развития - либо закрывать заводы или продавать их иностранцам, сократив долю российских предприятий на рынке до 50%, либо сохранять производство за счет господдержки. Об этом пишет Коммерсантъ.
Проект включает два варианта развития - инерционный и умеренно-оптимистичный (с господдержкой). Первый вариант считается более реальным, он предполагает, что из-за недозагрузки мощностей многие частные компании обанкротятся или их выкупят западные и китайские производители. При этом производство скорее всего будет перенесены в регионы с более благоприятным инвестклиматом, в частности, в Юго-Восточную Азию, а в РФ останется крупноузловая сборка. В итоге доля российских предприятий на внутреннем рынке к 2030 году сократится более чем в 1,5 раза до 50%, а комплектующих - вдвое до 20%.
Второй вариант, напротив, подразумевает, что российские компании укрепят свои позиции: их доля на рынке увеличится до 92% к 2030 году, а доля комплектующих до 85%. Но это возможно лишь при господдержке, ее объемы Минпромторг не уточняет.
По данным министерства, сейчас в отрасли около 500 предприятий, но большинство недозагружены. Например, мощности по выпуску вагонов метро заняты на 58,4% (в 2013 году - 607 штук), локомотивов - на 57,7% (807 штук), грузовых вагонов - на 46% (57,7 тыс.), электропоездов - на 34,7% (650 штук). Еще хуже обстоят дела со спросом: производство трамваев сократилось с 207 в 2007 году до 121 в 2013 году.
В то же время Минпромторг признает, что почти во всех секторах транспорта парк изношен, и это может помочь загрузить мощности, но общую потребность в грузовом парке в 2015 году ведомство оценивает в 890-950 тыс. вагонов (сейчас больше 1,2 млн). Объемы закупок локомотивов оцениваются в 605-689 штук в 2015 году и 694-784 штук в 2030 году, пассажирских вагонов - 455-515 в следующем году и 312-1100 - в 2030-м. Но почти все опрошенные Коммерсантом участники рынка сочли эти расчеты завышенными.