Из-за регистрации ввозимых в Россию иностранных воздушных судов в офшорных юрисдикциях федеральный бюджет РФ недополучает целый ряд платежей, в том числе НДС с аренды, налог на имущество, налог на доход лизингодателя. Сумма полного освобождения от уплаты таможенных платежей в 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года иностранных пассажирских самолетов составила 144,8 млрд рублей (3,2 млрд долларов; здесь и далее - по текущему курсу). Об этом сообщает lenta.ru со ссылкой на Счетную палату РФ.
Количество иностранных гражданских самолетов, которые были оформлены во временный ввоз и полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин, в 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года составило 230 (стоимостью 225,7 млрд рублей или 5 млрд долларов).
Читайте также Перевод самолетов в российский реестр не защитит авиакомпании от санкций
Временно ввозимые воздушные гражданские пассажирские суда в основном оформляются по контрактам, заключенным с офшорными компаниями. В 2012 году их доля составила 76,8% от всего количества ввезенных судов, в 2013 году - 71,3%, в первом полугодии 2014 года - 82,9%.
Значительное количество ввозимых лайнеров подержанные, их средний возраст составляет от 7,6 до 15 лет. При этом доля полетов на воздушных судах российского производства снижается. В 2012 году она составила 23%, в 2013 - 22%, в первом полугодии 2014 - 20%.
Уровень ввозных таможенных пошлин на ряд иностранных самолетов установлен ниже уровня, предусмотренного принятыми Россией обязательствами при вступлении в ВТО. Недопоступление пошлин в 2012-2013 годах и первом полугодии 2014 года по этой причине составило около 3 млрд рублей (66,4 млн долларов).
При присоединении РФ к ВТО (22 августа 2012 года) страна обязалась снизить уровень тарифной защиты в отношении воздушных судов. Максимальный размер ставки ввозной пошлины был определен на уровне 20%. Россия должна снижать ставку для самолетов с массой пустого снаряженного аппарата свыше 15 тонн: до 7,5% для широкофюзеляжных лайнеров к 2016 году, до 12,5% для остальных самолетов к 2019 году.