РЖД обсуждает с правительством альтернативы деньгам ВЭБа: это могут быть средства фонда национального благосостояния (ФНБ), которые монополия получит через банковские кредиты, либо ВЭБу вернут часть пенсионных накоплений. Об этом «Ведомостям» рассказали федеральный чиновник и источник в РЖД. Вариант с ФНБ предложен Минэкономразвития, уточняет представитель министерства.

Но окончательного решения пока нет, добавляет он. Оба варианта обсуждались вчера на заседании правительства, но вариант с ФНБ не прошел, говорит один из собеседников «Ведомостей».

РЖД одной из первых договорилась о получении средств из ФНБ. 150 млрд руб. равными траншами в течение трех лет начиная с 2014 г. будут выделены на развитие инфраструктуры Восточного полигона (БАМ и Транссиб).

Планировалось, что в 2015 г. ВЭБ на пенсионные деньги выкупит на 100 млрд руб. инфраструктурные облигации РЖД. Это заложено в инвестпрограмму монополии — 414 млрд руб. Но в начале ноября председатель ВЭБа Владимир Дмитриев заявил о проблеме с финансированием выкупа облигаций РЖД: у банка нет на это денег. В 2013 г. госбанк уже выкупил на пенсионные деньги инфраструктурные облигации РЖД на 150 млрд руб. Доходность по таким облигациям — «инфляция плюс 1%».

На какие проекты должны пойти деньги ВЭБа, монополия не раскрывает. В паспорте проекта развития БАМа и Транссиба предусмотрено 41,1 млрд руб. из средств ВЭБа до 2017 г.

Если не решится вопрос о выкупе облигаций, монополия «поставит вопрос о сокращении инвестпрограммы на 2015 г. на 100 млрд руб.», сообщил вчера «Интерфаксу» замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Павел Ильичев. Правда, президент РЖД Владимир Якунин вчера заявил, что сейчас«совершенно очевидно», как решить проблему выкупа инфраструктурных облигаций монополии (его слова приводит сайт правительства России). «Мы надеемся, что это не вызовет каких-то серьезных проблем», — добавил он после заседания правительства.