На Экспертном совете Федеральной антимонопольной службы России Совет операторов ж/д транспорта (СОЖТ) и Национальная ассоциация транспортников представили свои проекты создания коммерческой инфраструктуры рынка грузовых железнодорожных перевозок. В РЖД полагают, что для торговли услугами перевозок еще нет никаких предпосылок, сообщает Агентство транспортных новостей.

Программы СОЖТа и Национальной ассоциации транспортников значительно расходятся.

Операторы предлагают создать саморегулируемую организацию операторов, электронную торговую площадку на базе уже существующей системы "Фабрикант Рейл", при этом гарантированно обеспечив социально значимые перевозки. И уже по мере совершенствования нормативной базы (сейчас не определен даже статус операторов) двигаться дальше, развивая функционал этой торговой площадки.

Предложение Национальной ассоциации транспортников более радикально, поскольку касается не только предоставления вагонов, но и всей системы грузовых железнодорожных перевозок. На электронной торговой площадке предлагается торговать уже перевозками, изначально предполагая, что на определенных маршрутах должны появиться и частные перевозчики. При этом для подстраховки остается гарантирующий перевозчик в лице, очевидно, РЖД.

Должен быть созван общий тарифный съезд транспортников, куда участники рынка назначат делегатов, которые, в свою очередь, создадут Совет рынка железнодорожного транспорта. Последний будет состоять из нескольких палат, сформированных из грузовладельцев, операторов, перевозчиков, владельцев инфраструктуры и других участников рынка. Вся эта структура должна обеспечивать функционирование такой коммерческой инфраструктуры, которая будет существовать параллельно с нынешней. По разным оценкам, на первом этапе эта схема охватит от 5% до 20% рынка.

Схемой предполагается, что грузоотправитель платит за перевозку груза в вагонах, а затем на РЖД ложится заявка на исполнение и перемещение порожнего состава из точки, назначенной владельцем, в место погрузки. Но это коренным образом меняет всю технологию перевозочного процесса и накладывает серьезные ограничения на выполнение обязательств РЖД перед другими грузоотправителями, считают в РЖД. При недостаточно развитой инфраструктуре огромное значение имеет согласованное перемещение порожнего и груженого подвижного состава, а при спотовых заявках достичь хотя бы нынешнего уровня эффективности невозможно.