Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в конце октября поручил министерствам, Федеральной антимонопольной службе и РЖД доработать программу поддержки транспортного машиностроения в 2015-2016 гг. Основных предложений два - увеличение размера субсидий для покупателей инновационных вагонов (с повышенной грузоподъемностью) и поддержка экспорта, пишут Ведомости.
В бюджете на 2015-2017 гг. заложено 7,1 млрд рублей (110 млн долларов) на субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку инновационных вагонов. Раньше субсидия была единовременной, плюс можно было получить транш на покрытие 90% ставки по кредитам. С 2015 года нужно выбрать только одну форму поддержки. При подготовке программы поддержки транспортного машиностроения Шувалов поручил ведомствам учесть предложения увеличить субсидию до 250 тыс. рублей (до 3,9 тыс. долларов, сейчас - 130 тыс. рублей или 2 тыс. долларов) и продлить срок ее действия с одного до двух лет.
Читайте также В России грузоотправители обвинили ж/д операторов в искусственном дефиците вагонов
При нынешних ценах вагоны - неокупаемые активы для всех участников рынка, говорит представитель Первой грузовой компании (ПГК). Обычный полувагон стоит 1,7-2 млн рублей (26,3-30,9 тыс. долларов), инновационный - 2,6 млн рублей (40,2 тыс. долларов).
Операторам сложно найти деньги на покупку из-за высокой долговой нагрузки, считает гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. Представитель Объединенной вагонной компании (производит инновационные вагоны) полагает, что увеличение размера субсидий увеличит спрос: в 2016-2017 гг. это позволит повысить производство инновационных вагонов на 4 тыс. в год. В целом, по оценке Бурмистрова, спрос на вагоны в России в этом году будет 28 тыс. штук, в 2016 году - 42 тыс. штук.