Мининфраструктуры инициирует создание нового морского порта на выходе из Днепра, который будет специализироваться на рейдововой перевалке грузов. Об этом в своей колонке на ЛІГАБізнесІнформ написал первый замминистра инфраструктуры Владимир Шульмейстер, который назвал новый порт "облачным".

Порт расположится в море в районе Днепро-Бугского лимана.

"Рейдовая перевалка в этом месте станет настоящим двигателем, стимулом для развития грузового судоходства на реке Днепр, даст импульс реанимации кораблестроения в Украине и увеличит экспортные возможности нашей страны по перевалке грузов, в первую очередь - зерновых", - отметил Шульмейстер. В порту не будет привычных причалов и терминалов, так как он будет находиться в открытом море.

Читайте также Облачные мечты: почему идея украинского рейдового порта в нынешних условиях не сработает

"Все, что понадобится, - несколько плавкранов и морских специализированных перегрузочных судов, которые и будут осуществлять перевалку непосредственно в открытом море. Кроме того, предстоит организовать постоянно действующую технологическую цепочку, состоящую из судов смешанного плавания, буксиров, вспомогательных судов и мест их базирования и отстоя", - уточняет первый замминистра.

2

По его словам, во времена СССР рейдовая перевалка такого масштаба работала в порту Усть-Дунайск. Названия новому порту пока не выбрали.

Шульмейстер также сообщил, что новый порт увеличит перевалочные мощности Украины по зерну, которых и так сейчас уже не хватает - в особенности в ноябре-декабре. При этом по прогнозам Минагрополитики, Украина увеличит объем экспорта зерновых культур с 37 млн тонн в 2014 году до 70 млн тонн в 2020-м. "Введение в эксплуатацию нового перевалочного порта решает эту проблему (нехватки мощностей) на годы вперед", - заявляет первый замминистра инфраструктуры.

При этом он добавил, что инвестиции в проект будут минимальными - по предварительным подсчетам, это максимум 33 млн гривен. А с учетом техники и оборудования, которые есть на балансе Администрации морпортов Украины (АМПУ) уже сейчас, затраты не должны будут превысить 15 млн гривен. Под новый порт планируется создать новый филиал АМПУ. Что касается инвестиций в проект частных инвесторов, то они могут составить до 250 млн гривен.

Он также сообщил в новом порту не будет "никакой нефти или химии" по экологическим причинам. Основная планируемая номенклатура грузов, помимо зерна - металлом, контейнеры и те виды навалочных грузов, которые не нанесут ущерба окружающей среде.

В ЦТС-Консалтинг сомневаются в успешности данного проекта в текущих условиях. "Это новый проект компании "Трансшип", который у экспертов вызывает много скепсиса", - сообщил руководитель экспертного направления ЦТС-Консалтинг Андрей Шкляр.

По его словам, прежде всего, нужно, чтобы на рейде была возможность работать с судами речного класса, что невозможно за границами Днепро-Бугского лимана. Кроме того, в существующих тарифных условиях (плата за проход по Бугско-Днепровско-лиманскому каналу (БДЛК), стоимость бункеровки), а также в связи с дополнительными логистическими издержками перевалка в новом порту может оказаться достаточно дорогой. Также проблемой может стать отсутствие мощностей - флота, речных терминалов.

"Для того чтобы схема такого рейдового порта начала работать, необходимо создание благоприятных тарифных условий на Днепре, которые сделают реку реально наиболее дешевым видом транспорта, и откроют возможности для инвестиций в флот и речную терминальную инфраструктуру", - отметил Шкляр.

Смотрите фотогалерею Подъем металла: как переваливают чугун на рейде в Черном море