Отгрузка южноафриканского угля в Украину остановлена из-за блокирования продажи валюты "Укринтерэнерго" для расчетов с поставщиком - британской Steel Mont Trading Ltd, сообщили агентству "Интерфакс-Украина" в украинской госкомпании.
"Судно с четвертой партией угля действительно находится на рейде Ильичевского порта, но к разгрузке приступить невозможно… Нашей компании заблокировали покупку валюты и мы не можем рассчитаться с Steel Mont за третью и четвертую партию угля. Соответственно, они не могут рассчитаться с портом за разгрузку, с железной дорогой – за вагоны", - отметили в "Укринтерэнерго".
На самом деле, по информации портала ЦТС, балкер с углем находится не на рейде порта, а на границе территориальных вод Румынии и Украины.
По данным пресс-службы Ильичевского порта ни в территориальные воды Украины ни в акваторию порта судно не заходило. "По всей видимости оно стоит где-то в ожидании указаний от судовладельца", - отметили в пресс-службе.
Читайте также Ричардс Бэй вместо Донбасса: как в Ильичевске разгружают первую партию угля из ЮАР
По данным украинской госкомпании, гривневые средства для покупки валюты были зарезервированы более трех недель назад, однако провести транзакцию до сих пор не удалось. "К сожалению, мы не знаем, кто именно заблокировал процесс", - говорят в "Укринтерэнерго".По данным компании, 80% стоимости третьей партии угля из ЮАР нужно было оплатить до 17 ноября (20% - предоплата), однако сделать это не удалось.В "Укринтерэнерго" подчеркивают, что Ильичевский порт, терминал TIS, "Укрзализныця" провели колоссальную работу, чтобы обеспечить ритмичную отгрузку угля, однако их усилия оказались тщетными.
"Остановлена вся отгрузка, железная дорога вынуждена переадресовывать вагоны, порт не может держать причалы. Тем временем, уголь, который прибыл с отличной влажностью, мокнет под снегом. Для того чтобы вновь организовать отгрузку, уйдет время – нужно будет освободить причалы, краны, подготовить склады, самосвалы, вагоны. Ситуация ужасна", - говорят в компании.В "Укринтерэнерго" добавляют, что в рамках уголовного дела силовики изъяли все серверы компании, систематически вызывают на допросы менеджмент.
"Как известно, сейчас Россия остановила отгрузку антрацита в Украину. Судя по всему, кто-то внутри нашей страны заинтересован, чтобы уголь из ЮАР также не поставлялся, "Укринтерэнерго" не выполняло работу по диверсификации поставок, а ситуация в энергетике – усугублялась", - резюмируют в "Укринтерэнерго".
Как сообщалось, судно MBA Rosaria с четвертой партией южноафриканского угля в 84,6 тыс. тонн на борту стоит на рейде Ильичевского порта, однако пока не заходит в порт.Еще два судна с углем из ЮАР ожидаются к прибытию в Украину в декабре 2014 года: балкер Rosco Poplar с 77,8 тыс. тонн угля и балкер Bottiglieri Sophie Green с 84 тыс. тонн угля.До конца 2014 года на ТЭС "Центрэнерго" планировалось поставить 250 тыс. тонн угля из ЮАР по цене $86/тонна ($110-112/тонна с учетом расходов на погрузку-разгрузку судна, транспортировку и другие расходы).
Генпрокуратура провела допросы руководителей Минэнергоугля, "Укринтерэнерго" и "Центрэнерго" в рамках расследования закупок угля из ЮАР и финансирования угольных предприятий на территориях, в настоящее время неподконтрольных Киеву.Как заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, это расследование привело к отказу продавца угля из ЮАР – британской Steel Mont Trading Ltd от дальнейших его поставок в рамках заключенного ранее контракта из-за опасений неоплаты или блокирования отгрузки.