В Киеве достоялись публичные дебаты на тему "Качественные дороги – дорогое удовольствие для Украины" организованные Фондом "Эффективное управление". В дискуссии приняли участие эксперты: партнер компании "Делойт" Саймон Диксон , директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, глава Госагентства автомобильных дорог ("Укравтодор") Евгений Прусенко и доктор Андрас Тимар, профессор Будапештского университета технологий и экономики.
По мнению Сергея Вовка, для того чтобы сделать автомобильные дороги качественными, нашей стране потребуются новые управленцы, деньги и время
"Я согласен, что Украине нужны хорошие дороги, без них невозможно развитие страны. Но я бы задал вопрос: когда? Я бы ответил: Не сейчас", - сказал Сергей Вовк.
По его мнению, существуют три фактора, без которых в стране невозможно сделать нормальные дороги.
"Первый фактор – это деньги. Называются разные суммы – к примеру, 16 миллиардов. Но для большинства людей это туча денег, представить которую невозможно. Нормальный уровень финансирования дорог – 4% ВВП. К примеру, богатая Финляндия вложила 3,9% ВВП. Украина даже в 2012 году, во время подготовки к Евро-2012, выделила 1,1% ВВП. Очевидно, что отсталость – в разы. Мы можем говорить, что искореним коррупцию, но это не поможет. Нужно искать новые источники финансирования", - считает Вовк.
Он привел в пример опыт соседней Польши. "Сдача в эксплуатацию автомагистралей составляла 600 – 900 км в год. И вдруг в один год Польша превращается в наибольшую строительную площадку Европы и сдает втрое больше автомагистралей. Какой это был год? Год вступления Польши в ЕС. Но для Украины это дальняя перспектива", - сказал он
Второй фактор, по словам Вовка, это время. "Нам нужно будет 5 – 6 лет, может, больше, чтобы привести все в порядок", - уверен он.
Третий фактор, по мнению эксперта – управленческие решения. "Это не секторальная реформа, а реформа, которая бьет по экономике в целом. Для ее проведения нужны управленцы нового качества", - считает Сергей Вовк.
Вывод эксперта в том, что лишь совокупность названных факторов может изменить ситуацию. "Мы все четко понимаем, что дороги в Европе намного лучше, чем в Украине. Но мы не хотим видеть того, что там и платят намного больше. Правда, что на дорогах воруют, но правда и в том, что через эти проблемы прошли все страны и с той или иной эффективностью смогли их преодолеть. Если мы хотим получить новое качество дорог, мы должны быть готовы за это платить", - уверен эксперт.