"Украине нужно создавать кластеры, потому что это позволит снизить внутреннюю конкуренцию между портами", - рассказала Мария Михайленко, член правления Roland Berger, во время круглого стола "Стратегия морских портов Украины: точки роста отрасли", организованного Центром транспортных стратегий, который прошел 20 марта в Киеве.
Кластеры успешно действуют, например, в порту Антверпен, Китае. Хорошим примером также является порт Усть-Луга, считает Мария Михайленко.
Эксперт также считает, что единственный грузопоток, который мы потенциально можем получить – это ТРАСЕКА.
Напомним, как писал ЦТС 7 марта, Мининфраструктуры разработало проект Стратегии развития морских портов Украины, который будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров. Сейчас проект обнародован для публичного обсуждения.
Одним из нововведений предлагается специализировать порты по разным грузам. Министерство предполагает, что таким образом повысится конкурентоспособность украинских морских гаваней.
При определении главной грузовой базы порта будут приниматься во внимание удельная доля существующих объемов переработки грузов, близость сырьевой базы и производств, наличие территорий для развития, конкурентоспособность логистических звеньев.
Исходя из приведенных критериев предлагается специализировать порты по основной номенклатуре грузов таким образом: нефть и нефтепродукты - Одесса и Феодосия; химические грузы наливом - Южный; грузы металлургической промышленности (железорудное сырье, уголь, черные металлы) - Мариуполь, Ильичевск, Керчь и Южный; зерновые грузы - Ильичевск, Николаев и Херсон; грузы в контейнерах - Одесса и Ильичевск.
"Одновременно с учетом специализации по грузам формируются 4 кластера: грузопотоки зерна и масла в районе Одессы и Николаева, химии - в морском порту Южный, контейнерные грузы - в Ильичевском и Одесском морских портах", - отмечается в проекте стратегии.