Госсовет Китая 4 июля одобрил проект создания зоны свободный торговли в глубоководном порту Янгшань, расположенном в 32,5 км от Шанхая. Территория особой зоны составит всего 28 кв км. На завершение проекта (главным образом создание необходимой инфраструктуры, новой таможни и разработку регулирования) отводится еще десять лет. Об этом сообщает Коммерсантъ-Украина со ссылкой на China Daily.
Прочие детали пока не раскрываются. По завершении строительства Янгшань первым в материковом Китае получит статус безналоговой зоны свободной торговли для местных и иностранных компаний.
По расчетам инициаторов проекта, в Шанхае будет создан крупнейший логистический центр, где будут сконцентрированы представительства транспортных и торговых операторов, проведение сделок между которыми, в свою очередь, не будет облагаться ни НДС, ни корпоративными налогами.
Шанхайский порт между тем уже занимает первое место в мире по грузообороту (31,74 млн контейнеров в год). Для сравнения: в крупнейшем европейском порту Роттердаме (11,88 млн контейнеров в год) формально нет даже особой экономической зоны, впрочем, во всей стране действует ряд налоговых льгот для иностранных судовых компаний, которые, в частности, освобождены от уплаты налога на прибыль.
"В перспективе шанхайская зона может составить конкуренцию не только другим портам в торговле, но и Гонконгу в качестве финансового хаба", - отмечает профессор Гонконгского университета Билли Мак. Напомним, Гонконг имеет статус офшорной юрисдикции для операций в юанях, в материковом же Китае действует 14 льготных портовых зон, где местные экспортеры могут рассчитывать на возврат экспортной пошлины, а зарубежные поставщики - на упрощенный режим таможенного декларирования.