Минфин вынес на рассмотрение Кабинета министров законопроект о повышении сразу на 100% акцизного сбора на бензин и дизтопливо. Бензин может подорожать на 2 гривны за литр, а дизтопливо - на 50 копеек, пишет Коммерсантъ-Украина в статье "Минфин берется за пистолет".

Законопроект предполагает увеличение акциза: на бензин - с 198 до 396 евро за тонну, а на дизтопливо - с 46-98 до 92-196 евро за тонну. Ожидается, что документ рассмотрят на следующей неделе и в случае одобрения направят в Верховную Раду. Как сообщил источник, инициатива повышения акциза принадлежит "Укравтодору".

Средства, полученные за счет роста ставок акцизного сбора, должны быть направлены на ремонт дорог, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, утверждает один из чиновников Минэнерго на правах анонимности. В первом квартале поступления в бюджет от акцизного сбора с бензинов и дизтоплива сократились на 36% до 1,6 млрд гривен (данные Министерства доходов и сборов). Хотя импорт нефтепродуктов в этот период уменьшился не так значительно - на 9,1%.

Правда, даже собеседник газеты в Минэнерго сомневается, что средства будут направлены по назначению: "Боюсь, что деньги опять пойдут на латание бюджетных дыр, и на качестве дорог это повышение не скажется".

По оценкам концерна "Галнафтогаз", цены на бензин в среднем могут вырасти на 2 гривны, а на дизельное топливо - на 50 копеек за литр. Сейчас средняя стоимость бензина Аи-95 составляет 10,92 гривны, а дизтоплива - 9,99 гривны за литр (данные консалтинговой компании "А-95"). То есть после повышения акциза цены на топливо в Украине будут на уровне стран Восточной Европы, отмечает член набсовета "Укртатнафты" Константин Бородин. "А вот качество горючего останется прежним - то есть намного хуже европейского. Кроме того, повышение цен спровоцирует падение продаж на АЗС", - ожидает эксперт.

Он напоминает, что концентрация АЗС на единицу автомобилей в Украине выше, чем в странах ЕС. Из-за этого продажи одной заправочной станции в среднем за сутки у нас и так меньше, чем в Европе - 3,5-4 тыс. л против 15-20 тыс. л на одну станцию.

С другой стороны, высокие налоги будут стимулировать увеличение доли некачественного, контрафактного топлива, считает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. По оценкам Минфина, сейчас 25% рынка нефтепродуктов находится в тени. "После принятия законопроекта доля некачественного горючего может превысить половину рынка", - говорит эксперт.