Aвиаотрасль и связанные с ней поставщики в последнее время проявляют озабоченность по поводу амбициозных планов роста авиакомпаний. Огромное количество заказов на узкофюзеляжные самолеты, значительно увеличившееся после запуска проектов Airbus A320neo и Boeing 737MAX, а также ожидаемый рост заказов на дальнемагистральные самолеты разделили отрасль на два лагеря: одни считают, что рост заказов на новые самолеты и увеличение провозных емкостей чрезмерны для складывающихся реалий, другие полагают, что данный рост вполне органичен. Об этом пишет ato.ru.

Аналитики Bank of America Merrill Lynch находятся в первом лагере. Недавно они выпустили обновленный прогноз относительно роста европейских авиакомпаний. Эксперты понизили рейтинг акций немецкой авиакомпании Lufthansa с уровня "Покупать" до уровня "Хуже рынка" и повторно присвоили акциям группы компаний International Airlines Group (IAG) уровень "Хуже рынка". В отчете говорится, что на европейском рынке начинается ценовая война с наращиванием провозных емкостей.

Согласно прогнозам ежегодный рост провозных емкостей авиакомпаний за период с 2014 по 2018 годов достигнет уровня в 6%, учитывая существующие заказы на новые самолеты и исторические данные по выводу из эксплуатации устаревших воздушных судов. Как отмечают аналитики Merrill Lynch, в период с 2000 по 2007 годы ежегодный рост провозных емкостей составлял 2,7%, а в период с 2009 по 2014, который, по сути, был периодом восстановления после крупнейшего коллапса отрасли в 2008 году, ежегодный рост составил 4,5%. В целом же за период с 1998 по 2014 годы провозные емкости перевозчиков ежегодно увеличивались на 3,5%.

Рост провозных емкостей может достичь более высоких уровней в случае изменения двух факторов. Во-первых, Airbus и Boeing должны увеличить темпы производства узкофюзеляжных самолетов свыше уже озвученных уровней. Если это произойдет, то рост провозных емкостей авиакомпаний может достичь 6,6%. Во-вторых, такого же результата можно будет достичь в случае сокращения количества выводимых из эксплуатации самолетов вместо прогнозируемого уровня в 2,9%. И, судя по всему, это уже произошло. В текущем году уровень вывода из эксплуатации самолетов Boeing и Airbus снизился на 45%. Если поставки новых машин будут увеличиваться при одновременном сокращении количества выводимых из эксплуатации воздушных судов из-за снижения цен на топливо, рост провозных емкостей может достичь уровня в 7,3%.

Однако такой рост не сопровождается увеличением спроса на воздушные перевозки. Все признаки указывают на то, что это не так. На макроэкономическом уровне пассажирские перевозки воздушным транспортом имеют прямую зависимость с ростом ВВП. Обычно рост воздушного транспорта опережает рост ВВП на 1,5-2,0 процентных пункта в зависимости от множества факторов, но не с такой скоростью, с какой планируют наращивать провозные емкости авиакомпании.