Представитель ЕБРР Андрей Цокол во время круглого стола "Развитие портовой отрасли ключевые приоритеты и направления", организованном Европейской бизнес ассоциацией при участии Центра транспортных стратегий, заявил о поддержке тех усилий в портовой реформе, которые предпринимались ранее.

"Мы присутствуем в Украине уже более 20 лет и финансируем проекты, в том числе и портовом секторе. Мы действительно считаем, что должна быть преемственность, и нужно продолжать работать с той точки, на которой остановилось предыдущее правительство. Им была проделана работа по разработке стратегии реформирования портового сектора, законов, подзаконных актов", - заявил Цокол.

Он также акцентировал внимание на необходимости заниматься не просто совершенствованием законодательного и регуляторного поля, но также реализацией конкретных проектов.

"Ничто лучше не прорекламирует зарубежным инвесторам намерения правительства и желание привлечь частный капитал в портовый сектор, чем успешно реализованный пилотный проект. С этой точки зрения хотел бы сказать, что частные инвесторы в портовом секторе уже есть и давно успешно работают. Также в процессе этой фазы находится ряд проектов, которые, мы считаем, необходимо поддержать и дать им возможность запуститься и начать работать. Механизм концессии, который обсуждался сегодня, является интересным, современным и приемлемым для Украины, но, с нашей точки зрения, не единственно возможным. Он может сосуществовать с другими механизмами. Есть уже реализованные проекты на основе других механизмов, например, аренды", - подчеркнул представитель ЕБРР.

С точки зрения ЕБРР, нужно дать возможность реализовать те проекты, которые были начаты на основе других механизмов и реализовать их в том поле, в котором они готовились. То есть, по мнению Цокола, нет смысла все проекты переводить на механизм концессии.

"С точки зрения нашей готовности, ЕБРР готов финансировать проекты в портовом секторе, как на основе концессии, так и на основе других механизмов. На этот счет было заявление руководства банка о готовности предоставить Украине 5 млрд евро на все проекты до 2020 года. Пока что нет конкретной суммы на портовые проекты. Главное, чтобы эти проекты были. Мы готовы их рассматривать при их наличии", - считает он.

Цокол также отметил несколько конкретных вопросов, конкретных проблем, решение которых помогло бы улучшить процесс работы над проектами. На законодательном уровне один из главных вопросов – это вопрос земли. "Дело в том, что по старой законодательной базе, до принятия закона о морских портах, у инвестора практически не было возможности получить права на землю, будь то право собственности или аренды, до начала строительства. И это создавало большую проблему для банков, потому что по сути ипотека в этом случае была неполноценной. Это не давало банкам гарантии и эффективного механизма взыскания в случае, если проект пойдет не так. При новом законе предусмотрена возможность у частного инвестора получить право аренды или даже собственности на землю, но пока что это не дошло до конкретной реализации. Поэтому очень важно поскорее перейти к этой реализации", - уверен банкир.

Вторая проблема - это вклад государства. "Не секрет, что портовый сектор – это не только терминалы, но и стратегические объекты инфраструктуры. Здесь очень важно соизмерить желание оставить за собой определенную ресурсность и возможность обеспечить достаточный объем инвестиций. Если государство берет на себя обязательства инвестировать в стратегические объекты инфраструктуры – гидротехнику, причалы и так далее, - то под это должно быть выделено необходимое финансирование. Потому что частный капитал не может без этого реализовать свой проект. А у нас так часто бывает, что возникают задержки, и частный инвестор вынужден откладывать запуск своего терминала. Мы предлагаем все проекты, которые есть в реализации на сегодняшний день, и призываем обеспечить выполнение своих обязательств государством. Это будет лучшей рекламой для частных инвесторов", - резюмировал он.