Финансовое положение российских авиакомпаний стремительно ухудшается - по итогам 2015 года более половины перевозчиков оказались "недостаточно платежеспособными", считают в Росавиации, передает Коммерсантъ.

В частности, нестабильную платежеспособность имеют 54% перевозчиков, а у 46% этот показатель соответствует "приемлемому уровню", сообщила начальник управления экономики и программ развития Росавиации Виктория Шаромова, ссылаясь на данные девяти месяцев прошлого года.

Шаромова сообщила, что в течение последних семи лет многие перевозчики формировали бизнес-стратегию исходя из роста пассажиропотока на 5-7%. При этом месячная доходная часть могла быть в три раза меньше кредитной нагрузки, которую следовало покрывать. Такая ситуация была характерной для крупных компаний, в первую очередь "Трансаэро" (ушла с рынка в октябре 2015 года из-за долгов).

Доходные ставки на магистральных внутренних линиях за последние полтора года увеличились для потребителя лишь на 8%, говорится в презентации профессора МГТУ ГА Александра Фридлянда. А затраты авиакомпаний за девять месяцев 2015 года выросли на 21% до 713 млрд рублей.

Независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что в прошлом году пассажиропоток держался за счет демпинга, в том числе со стороны "Трансаэро", тогда как реальные доходы населения, деловой спрос и уровень ВВП падали. Теперь же отрасль оказалась в эпицентре кризиса, сопоставимого с ситуацией 2008-2009 годов, и компании вынуждены вести более рациональную ценовую политику. Летом скорее всего будет резкое повышение тарифов по части направлений и дефицит билетов, отметил эксперт.