Более 95% компаний, работающих в порту Южный, сегодня используют Информационную систему портового сообщества (ИСПС) и модуль «свободная практика» для обработки документов и сокращения времени оформления грузов за счет предварительного получения необходимой сопроводительной информации. Об этом Порталу ЦТС сообщил и.о. первого заместителя главы АМПУ Вячеслав Воронной в ходе визита в морской порт Южный: «На сегодня осталось лишь 5% компаний, которые не используют ИСПС. Не так давно их было 20%", - отмечает Вячеслав Воронной.
Начиная с 12 марта, в морском порту Южный начал действовать режим оформления судов, предусматривающий обмен информацией с агентами, портовыми операторами, контролирующими и другими органами параллельно в бумажном и электронном виде. Подготовительная работа к внедрению первого модуля ИСПС длилась около полугода.
Глава администрации порта Южний Максим Широков считает, что Информационная система портового сообщества, в частности, внедренный на предприятии модуль свободной практики, полностью исключает коррупционную составляющую. «Это официальный модуль, здесь не может быть простого «нет». Любой отказ должен быть официально мотивирован. И все контролирующие органы в этом плане несут свою серьезную ответственность» – отметил Широков.
В тоже время, внедрение ИСПС вызвало целый ряд негативных оценок операторов рынка: в частности, по словам лидера движения «Нет коррупции на транспорте» Александра Захарова «экспедиторы…. уже более года настойчиво твердят на всех совещаниях в АМПУ, что схема, навязанная АМПУ с применением частной фирмы, имеет все признаки коррупции и государственного преступления», поскольку все информационные базы данных портов находятся под контролем частной компании ППЛ-3335.
Еще один проблемный вопрос – финансирование системы. Комментируя источники финансирования ИСПС, Вячеслав Вороной заявил, что «на разработку и внедрение системы не потрачено ни копейки из средств АМПУ и вообще бюджета. Разработчик (компания ППЛ-3335, внедряет – «Пласке») потратил свои средства за то, чтобы выйти на этот рынок. Сегодня субъекты рынка платят за использование системы, она на себя зарабатывает. При этом она добровольна, ей можно не пользоваться - и применять, как и ранее, бумажный документооборот», - отметил он. Однако при этом использование ИСПС отнюдь не означает автоматическое признание документов и отмены дублирующей проверки комиссией. Начальник таможенного поста "Южный" Эдуард Иванской и начальник погранпункта в порту Южном Юрий Швалюк в комментарии порталу ЦТС заверили, что проверяющая комиссия в любом случае поднимется на судно. "Для того, чтобы проверка могла не производиться, нужно изменить украинское законодательство и постановления Кабмина" – объяснили таможенники.