"Аэрофлот" получил основную долю платы иностранных авиакомпаний за пролет над Сибирью, пишут Ведомости.
Сколько именно авиакомпания сэкономила неизвестно. Один из собеседников говорит, что "львиная доля осталась в "Аэрофлоте". Второй уточняет, что компания получила роялти от иностранных перевозчиков примерно на 200 млн долларов - Росавиации было передано около 15%. Если это так, то у авиакомпании осталось 170 млн долларов. В предыдущие годы Росавиация получала около 2/3 "пролетных" платежей.
"Вопрос о том, чтобы оставить роялти, на совете директоров летом прошлого года поднял член совета директоров Сергей Алексашенко", - говорил источник в совете директоров. Как и блогера Алексея Навального, его выдвинул бизнесмен Александр Лебедев. Последний несколько лет ратовал, чтобы роялти оставались в компании.
Инициативу Алексашенко поддержал тогда не только Навальный, но и правление. Гендиректор Виталий Савельев мотивировал свою позицию тем, что "Аэрофлот" лишают монополии на ряде направлений, что будет стоить компании 4,5 млрд рублей чистой прибыли (145,5 млн долларов). Тем временем у "Аэрофлота" есть убыточные авиаактивы, которые нужно развивать.
Государство согласилось оставить большую часть транссибирских платежей в авиакомпании, так как ее деятельность крайне важна для транспортного сообщения в России - "Аэрофлоту" приходится дотировать убыточные "дочки". Кроме того, он планирует еще создавать лоукостера, что тоже требует средств.
Если у "Аэрофлота" действительно остались "пролетные" 170 млн долларов, то это больше половины его чистой прибыли по МСФО за девять месяцев (296 млн долларов).