В 2012 году мировая авиация достигла исторического максимума безопасности - на 5 млн полетов на реактивных самолетах приходилась всего одна катастрофа. Об этом пишут Ведомости со ссылкой на президента Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Тони Тайлора.
Соблюдение даже самых высоких стандартов авиабезопасности не может полностью исключить катастрофы, но у тех 380 перевозчиков, которые прошли аудит операционной безопасности IOSA (стандарт, разработанный IATA вместе с авиавластями Канады, США и Европы), в 2012 году не было зарегистрировано ни одного серьезного инцидента.
В России сертификат IOSA есть у "Аэрофлота", "Якутии", "Нордавиа", "Сибири", "Уральских авиалиний", "Трансаэро", "ЮТэйра" и "ВИМ-авиа". Однако, в целом, страна остается еще относительно опасной для пассажиров. В среднем в мире один инцидент приходится на 500 тыс. авиарейсов, а в России и СНГ - на 275 тыс., отметил Тайлер.
Российские авиаперевозчики, продолжает Тайлор, испытывают дефицит средств и это не может не отразиться на безопасности. Кроме того, России нужно привести авиазаконодательство в соответствие с международными нормами, считает он, сейчас ими руководствуются только те российские перевозчики, которые входят в IATA и прошли аудит по IOSA.
Еще одна серьезная проблема российских авиакомпаний - недостаток пилотов, прежде всего командиров воздушных судов. По оценке гендиректора "Трансаэро" Ольги Плешаковой, отрасли не хватает примерно 2100 пилотов. Тайлер отмечает, что хотя Россия и намерена привлечь к работе иностранных пилотов, ей нужно сосредоточиться на переводе авиационного образования на международные нормы. Последние крупные авиаинциденты, по данным Росавиации, связаны с ошибками пилотирования.
Кроме того, нужно вкладываться в обновление систем управления воздушным движением. Например, одной из предпосылок катастрофы самолета президента Польши Льва Качиньского можно назвать недостаточную оснащенность аэропорта Северный, считает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.
Напомним, по данным Росавиации, число авиационных происшествий в России в 2012 году снизилось на 37,5% по сравнению с 2011 годом.