Брокеры и экспедиторы вновь жалуются на заторы в портах - пока контейнеры простаивают, таможенники ищут поводы для получения взяток, пишет Сегодня.
"Даже при идеально оформленных документах приходится "благодарить" чуть ли не каждого таможенника, - говорит одесский брокер Вячеслав Н. - В отличие от прошлых лет, таможенники даже не намекают на взятку. Однако без мзды ни один груз растаможить не удастся - на каком-то этапе рано или поздно возникнут проблемы".
По его словам, "модных" брокерских фирм, которые брались растаможивать любой груз за вознаграждение, уже нет: "Эти фирмы ушли, а проблемы остались. Например, если не дашь нужному инспектору 50-100 долларов "в знак признательности", твой контейнер могут по нескольку раз направить на дополнительное взвешивание или экспертизу товара. При этом придется платить за выгрузку и разгрузку. Теряется время, идут штрафы и приходится платить за простои в порту. В итоге стоимость груза может повыситься на несколько тысяч долларов. Дешевле дать взятку", - рассказал брокер.
"На Южной таможне тормознули десятки контейнеров с импортом - метизами и разобранной мебелью, которые должны были уехать в другие регионы. Причины таможенники не объясняют, контейнеры стоят в портах Одессы, Ильичевска и Херсона. Причем, инспекторы намекают, мол вопрос надо решать не на месте, а в Киеве. Говорят, что эту искусственную пробку создали для того, чтобы увеличить объем взяток с брокеров", - рассказал одесский экспедитор Игорь Демерджий.
Член рабочей группы общественного совета брокеров и экспедиторов при Южной таможне Галина Вдовина разъяснила ситуацию: "Задержка грузов происходит из-за того, что с 1 февраля отдел тарифов Гостаможслужбы ввел несколько новых кодов товаров, по которым платежи по некоторым грузам, например, импортной мебельной фурнитуре и метизной группе товаров повысились в разы. В результате по всей стране "зависло" 137 деклараций на импорт - если импортеры согласятся платить по новым тарифам, то эти грузы станут для них "золотыми".
Глава пресс-службы Южной таможни Елена Гусева заверяет, что с коррупцией на таможне борются. Так, уже функционирует "единое окно" для оформления деклараций и электронная система подачи документов на растаможку. По словам Гусевой, срок таможенного оформления деклараций сократился до 4 часов. "Отправить груз по своей воле на досмотр или весы инспектор не может. Такие решения принимает автоматизированная система анализа и управления рисками (АСАУР)".
Вместе с тем, источники газеты утвержают, что АСАУР запрограммирована так, чтобы давать отказы на растаможку "каждому второму грузу".