Военно-воздушные силы России окончательно разочаровались в совместном с Украиной проекте по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Об этом пишут Известия со ссылкой на источник в ВВС.
По его данным, Главкомат ВВС уже подготовил поэтапный план отказа от этой машины. Напрямую авиаторы не могут вмешиваться в межправительственные соглашения по Ан-70, первое из которых подписано еще в 1993 году, однако вправе высказать свое негативное отношение. Ан-70 планируют заменить транспортником Ил-476 (Ил-76МД-90А), который является глубокой модернизацией Ил-76.
Основные претензии про совместному с "Антоновым" проекту - срыв всех согласованных мероприятий, в том числе так называемых статичных испытаний, когда готовый самолет ставят на стенд и проверяют все элементы и узлы на устойчивость. "Антонов" статичных испытаний еще не начал, в то время как аналогичные испытания Ил-76МД-90 идут полным ходом.
Большой проблемой Ан-70 остаются крылья, говорят в ВВС России. Они разработаны в 1980-е годы КБ "Антонов", но производили их на Ташкентском авиазаводе. Всего сделано три пары, затем производство было свернуто, а сам завод в Ташкенте практически перестал функционировать. В 2012 году на "Антонове" обещали, что крылья в кооперации с Узбекистаном будут производить в Харькове. По подсчетам военных РФ, на наладку серийного производства крыльев уйдет 2-3 года, а переговоры между Украиной и Узбекистаном о запуске проекта до сих пор не завершены.
В настоящий момент имеется один готовый экземпляр Ан-70, собранный еще в начале 1990-х годов. В 2002 году этот самолет потерпел крушение на испытаниях под Омском, сильно разрушился и за несколько лет был восстановлен.
Единственный летающий Ан-70 до 2010 года имел гибридные бортовые системы: управление полетом, подача топлива и т.д. были аналоговыми, а навигация и радиосвязь - цифровыми. Затем "Антонов" представил полностью электронное управление, и в целом оно понравились российским заказчикам, хотя и требовало доработки, пишет издание.
В "Антонове" с претензиями российских военных и авиастроителей не согласны в корне. По словам представителя украиского завода, переговоры с Ташкентом ведутся успешно и, в целом, все работы ведутся "строго по графику и под контролем ВВС России". "Они пожелали полностью электронную бортовую систему, и за два года мы все сделали", - говорит он.
Интересно, что отношение главкомата к Ан-70 не разделяют технические службы транспортной авиации ВВС. Там говорят, что Ан-70 очень нужен военно-транспортной авиации, так как модернизированный "Ильюшин" уступает ему по ряду позиций.
"У Ан-70 меньше дальность полета (2–3 тыс. км против 5 тыс.) и грузоподъемность (40 т против 50–60). Но зато он способен взлетать и садиться с меньших аэродромов и в фюзеляж Ан-70 входит вся номенклатура военных грузов, так как его ширина на 0,5-1 м больше, чем у "Ильюшина". БМД-4 в грузовой отсек Ан-70 войдет свободно, а в Ил-476 - впритирку. Из-за этого десантирование с "Ильюшина" затрудняется, а в нештатной ситуации самолет может разбиться из-за смещения груза и нарушения центровки", - рассказал офицер технических служб ВВС.
Другое достоинство Ан-70 - большая степень технической готовности. Летный экземпляр Ил-76МД-90 только осенью совершил первый полет, а Ан-70 летает уже несколько лет.
Официальные бумаги с претензиями к качеству Ан-70 будут направлены до конца февраля. После этого украинским авиастроителям предстоит принять непростое решение - снова вносить изменения в конструкцию самолета или сосредоточиться на постройке Ан-70 для ВВС Украины.