Министерство транспорта России на своем сайте обнародовало проект Транспортной стратегии страны до 2030 года. В нем на период до 2020 года утвержден прогноз инвестиций на развитие портов, автодорожного, железнодорожного и авиасообщения.
Самые крупные морские комплексные инвестиционные проекты на общую сумму более 21 млрд долларов планируется реализовать в 4 транспортных портовых узлах - Мурманске, Новороссийске, Тамани и Приморском крае.
Так, в комплексное развитие Мурманского транспортного узла за период 2011-2020 гг. планируется вложить 152,1 млрд рублей (5 млрд долларов). Средства будут направлены: на строительство и реконструкцию на западном берегу Кольского залива терминалов по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; на строительство на восточном берегу контейнерного терминала, реконструкцию угольного терминала, строительство складской и дистрибуционной зоны, связанной с контейнерным терминалом.
Кроме того, планируется построить логистический центр, профинансировать развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство ветки Выходной-Лавна, развитие автодорожной инфраструктуры, включая улично-дорожную сеть Мурманска и реконструкцию дороги "Кола".
В комплексное разитвие Новороссийского транспортного узла в 2010-2020 гг. вложат 120,2 млрд рублей (4 млрд долларов). В целом будет создано 15 объектов транспортной инфраструктуры, группируемых по отраслевому признаку.
Структура проекта предусматривает строительство, реконструкцию и развитие таких объектов:терминал по перевалке мазута, контейнерный терминал мощностью 350 тыс. TEU, зерновой терминал на пристани №3, 2-я очередь комплекса по перевалке сухих минудобрений в Восточном районе порта, лесной терминал, терминал по перевалке глинозема, бункеровочные мощности, контейнерный терминал в Юго-Восточном грузовом районе мощностью 350 тыс. TEU, зерновой терминал в Юго-Восточном грузовом районе. Кроме того, деньги будут вложены и автодорожные и железнодорожные проекты с выходом на порт.
На создание сухогрузного района морского порта Тамань предусмотрено 228 млрд рублей (7,5 млрд долларов) на период 2011-2020 гг. Согласно проекту стратегии, это самый дорогостоящий комплексный морской портовый проект России.
Инвестиции пойдут: на строительство новых терминалов порта для перегрузки угля, железорудного концентрата, зерна, минеральных удобрений, серы, стали, контейнеров и других грузов; на строительство гидротехнических сооружений (подходной канал, операционные акватории порта, рейды для стоянок судов, оградительные сооружения, причалы для судов обслуживающего флота); на строительство припортовой ж/д станции и подъездных путей пропускной способностью не менее 79 млн тонн в год.
Также планируется построить подъездную автодорогу и развязки суммарной пропускной способностью не менее 8 млн тонн в год (соединение порта с федеральной трассой М25) и другие объекты административного, инженерного и навигационного назначения.
На развитие транспортного узла Восточный-Находка (Приморский край) предусматривается освоить 148,4 млрд рублей (4,9 млрд долларов) в период 2010-2020 гг. Отраслевая структура проекта включает строительство: новых портовых контейнерных терминалов общей мощностью (поэтапно) до 10 млн TEU в год; припортового логистического контейнерного терминала; нового угольного терминала мощностью около 20 млн тонн в год; 3-й очереди существующего угольного терминала мощностью около 6 млн тонн угля в год; зернового перегрузочного комплекса мощностью около 3,5 млн тонн зерна в год.
В рамках проекта планируется также развитие ближних и дальних железнодорожных подходов, реконструкция Кипарисовского, Облучинского, Владивостокского и Лагар-Аульского тоннелей, реконструкция железнодорожных мостов через реки Зея и Бурея, строительство второго мостового перехода через реку Амур, строительство автодорог и другое.
Кроме того, отмечается, что в развитие инфраструктуры коридора "Транссиб" в 2016-2020 гг. будет направлено 57,6 млрд рублей (1,9 млрд долларов), а в развитие инфраструктуры коридора Север-Юг (Северная Европа - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию) - 50,3 млрд рублей (1,6 млрд долларов) в течение 2016-2020 гг.
Проект Транспортной стратегии предусматривает, что все упомянутые проекты будут реализованы по схеме государственно-частного партнерства. Ознакомиться с документом можно в разделе портала ЦТС Аналитика.
Напомним, по оценкам Росморпорта, проектная мощность портовых комплексов России к 2030 году составит от 1,4 млрд тонн до 1,66 млрд тонн, а суммарный объем перевалки вырастет в 1,8-2,4 раза до 0,985-1,287 млрд тонн.