Чиновники предлагают пересмотреть механизм формирования инвестпрограммы РЖД, фактически взяв ее под свой контроль. Минэкономразвития (МЭР) советует правительству создать при ведомстве экспертную группу, которая и будет утверждать финплан ж/д компании. Эксперты считают, что таким образом государство фактически высказало недоверие РЖД, и называет это решение возвращением в эпоху Министерства путей сообщения, от которого при создании компании удалось отказаться, пишет РБК daily.
В специальную экспертную группу предлагается включить представителей профильных ведомств, финансовых институтов, РЖД и экспертов. Предполагается, что после того, как этот орган одобрит инвестпрограмму РЖД, она не будет подлежать изменению. При этом инвестпрограмму следует формировать сразу на несколько лет и увязать с долгосрочной тарифной политикой (как минимум на пять лет), уверены в МЭР.
В этом году общий объем инвестпрограммы РЖД после корректировки составил 492 млрд рублей (16,1 млрд долларов). В 2013–2015 годах монополия планирует направить на реализацию различных проектов в общей сложности 1,1 трлн рублей (35,9 млрд долларов), из них 411 млрд рублей расходов предусмотрено на 2013 год, 360 млрд рублей — на 2014-й и 346 млрд рублей — на 2015 год.
Общая потребность РЖД в инвестициях до 2020 года составляет 5,7 трлн рублей (186,2 млрд долларов). Из них 2,75 трлн рублей планируется направить на обновление основных фондов и снижение их износа, 1,8 трлн — на строительство новых мощностей и расшивку узких мест. Дефицит инвестбюджета составляет 1,9 трлн рублей, объясняет свою позицию министерство.
Минэкономразвития предлагает выстраивать инвестпрограмму в первую очередь исходя из объемов производства основных грузообразующих отраслей и спроса на рынках российского экспорта, только после чего учитывать грузовые потоки. Главный акцент предлагается делать на проекты, которые обеспечат наибольший мультипликативный эффект в виде увеличения ВВП страны, роста объемов производства и численности занятого населения страны.