Выполнение целевых программ и инвестпроектов в области ресурсосбережения позволило РЖД в 2012 году при росте произведенной работы на 2,5% увеличить объем потребления энергоресурсов только на 1,8%. Благодаря этому энергоемкость перевозочной деятельности снижена с суммарным экономическим эффектом свыше 1,9 млрд руб. (порядка 62 млн долл.). Об этом сообщает пресс-служба российской ж/д монополии со ссылкой на ее старшего вице-президента Валентина Гапановича.

По его словам, одним из приоритетов повышения эффективности перевозочного процесса стало применение грузовых электровозов нового поколения 2ЭС10 "Гранит". При доле эксплуатационного парка 10% на участке Екатеринбург-Балезино электровозы выполнили более 18% работы. При этом удельный расход электроэнергии у данных локомотивов до 30% ниже, чем у эксплуатирующихся здесь электровозов серий ВЛ.

Кроме того, на Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорогах при планировании суточного графика движения поездов используются специальные алгоритмы по задействованию максимальной пропускной способности на лимитирующих перегонах и участках дорог. Удалось достигнуть снижения на 4,7% удельного расхода электроэнергии на тягу грузовых поездов.

Уникальный пилотный проект реализован в этом году на магистрали Санкт-Петербург – Москва. Его основная идея: недопущение диких животных на железнодорожные пути при помощи системы, имитирующей звуковые сигналы, которые обозначают для животных опасность и необходимость ухода с этого места. Участки внедрения системы выбраны на путях миграции крупных диких животных. Этот проект является альтернативой постройки стационарных мостовых переходов, стоимость только одного из них — более 300 млн рублей. Цена реализации проекта на одном участке — на два порядка меньше.