Президент АФК "Система" Михаил Шамолин в конце октября направил РЖД оферту о покупке 25% плюс 1 акция Первой грузовой компании (ПГК). Об этом сообщают Ведомости со ссылкой на два источника, близких к монополии и АФК.

По их словам, в письме говорится, что "Система" может заплатить за актив больше, чем победитель тендера - Независимая транспортная компания (НТК), входящая в UCL Holdind Владимира Лисина.

НТК на торгах, на которые не была допущена "Система", пообещала заплатить за блокпакет ПГК 50 млрд рублей (1,586 млрд долларов). Сейчас АФК обещает дать за него 55-60 млрд рублей (1,744-1,903 млрд долларов), уточняет один из собеседников газеты. Но РЖД не приняла предложение "Системы".

Вместе с тем, представитель РЖД сообщил, что конкурентные переговоры с потенциальными покупателями доли в ПГК завершены и лучшее обязывающее предложение получено от НТК. Сейчас монополия готовит предложения совету директоров и в правительство о заключении сделки с НТК на предложенных компанией Лисина условиях, добавляет он.

Отказ РЖД принять оферту "Системы" выглядит странным на фоне заявлений руководства монополии о дефиците инвестпрограммы, констатирует аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. До 2020 года ее дефицит составит 1,9 трлн рублей (60,2 млрд долларов), из которых лишь 400 млрд РЖД планирует занять, остальные средства компания рассчитывает получить от государства.

РЖД ничто не мешает заключить сделку с "Системой", указывает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Пока не заключен договор с НТК, монополия вправе рассматривать и другие предложения, уверяет он. "Конкурентные переговоры" (форма продажи актива) - это не конкурс, иначе РЖД была бы обязана заключить договор с НТК, добавляет Панченков. Единственная возможность "Системы" оспорить сделку - подать в суд, продолжает Панченков. Возможно, оферта на покупку блокпакета ПГК, поданная "Системой" в РЖД, будет потом представлена как доказательство намерений монополии продать актив именно НТК, рассуждает эксперт.