Стремительный рост грузопотока и активное инвестирование в российские порты на Балтике серьёзно беспокоят представителей литовского бизнеса. "Если Литва не хочет проиграть в конкурентной борьбе, то до 2020 года должна построить внешний глубоководный порт в Бутинге" (на границе с Латвией), - пишет литовская деловая газета «Verslo zinios».
- Глубоководный порт, как планируется, будет строиться не на государственные средства, а путём привлечения инвесторов. Однако мы выдвигаем существенное условие, чтобы были созданные новые потоки грузов, чтобы они не убежали из Клайпедского порта, - сказал вице-министр транспорта Арунас Штарас (Arūnas Štaras).
По его словам, не построив глубоководный порт, Литва проиграет в конкурентной борьбе: "Либо мы инвестируем, либо упускаем грузы".
Однако Штарас не видит большой угрозы в том, что транзитные грузы могут перенять российские порты, ссылаясь на более высокие тарифы железнодорожных перевозок и недавнее присоединение России ко Всемирной торговой организации.
Между тем, директор по маркетингу и администрированию Клайпедского морского порта Артурас Друнгилас (Artūras Drungilas) не исключает перехвата транзитных грузов российскими портовиками.
- За каждым действием, которое может отозваться на оттоке грузов в порты конкурентов, ведётся внимательное наблюдение, ведь из 45% транзитных грузов более 30% составляют белорусские и только 10% российские. Мы рискуем достаточно большой частью своих доходов, не только дирекции порта, но и железнодорожной и других компаний. Мы говорим о сотнях миллионов литов, - уточнил Друнгилас.
NewsBalt напоминает, что подробный план строительства глубоководного порта в Бутинге ожидается не ранее 2016 года, а принять первые грузы терминал сможет не раньше 2020 года.
Между тем, эксперты прогнозируют стабильный рост грузооборота российских портов Балтийского бассейна. По данным Portnews, за 8 месяцев 2012 года этот показатель составил 135,2 млн. тонн (то есть, по сравнению с прошлым годом, увеличился более чем на 10%).
Ранее NewsBalt цитировал эксперта ФГУ Администрация морского порта Калининград Алексея Бугакова., заявившего, что Клайпедский порт переваливают порядка 25 млн тонн грузов в год, ещё у них есть запас на 10 млн тонн, в случае увеличения грузопотока.
- Если же грузоперевозчикам станет интересен этот новый транспортный коридор, то в Литву пойдёт достаточно большой объём грузов. Литовцы могут элементарно не справиться, - считает Бугаков. - Тут и придёт на помощь порт Калининград. Но это не значит, что нам достанутся только "вершки". Мы хотим всерьёз закрепиться в коридоре «Восток-Запад», стать полноценными партнёрами. И предлагать услуги транспортной инфраструктуры Калининградской области всем заинтересованным участникам транспортного коридора Восток-Запад.