Турк­ме­нис­тан пост­ро­ит свой учас­ток же­лез­ной до­роги до Ира­на са­мос­то­ятель­но, пе­реда­ет Trend. Пре­зидент Турк­ме­нис­та­на Гур­бангу­лы Бер­ды­муха­медов сог­ла­сил­ся с пред­ло­жени­ем о це­лесо­об­разнос­ти прек­ра­щения дей­ствия со­от­ветс­тву­юще­го конт­рак­та, зак­лю­чен­но­го с ком­па­ни­ей Pars Ener­gy (Иран), и по­ручил ре­али­зовать дан­ный про­ект са­мос­то­ятель­но, со­об­ща­ет турк­мен­ское пра­ви­тель­ство.

В ян­ва­ре 2010г. с этой иранс­кой ком­па­ни­ей был зак­лю­чен конт­ракт на стро­итель­ство участ­ка же­лез­ной до­роги Бе­рекет-Эт­рек, ко­торое долж­но бы­ло быть за­вер­ше­но в де­каб­ре прош­ло­го го­да. "Од­на­ко по при­чинам, не за­вися­щим от турк­мен­ской сто­роны, ко­торая пол­ностью и сво­ев­ре­мен­но вы­пол­ни­ла свои парт­нер­ские обя­затель­ства, ока­зав Pars Ener­gy все не­об­хо­димое со­дей­ствие, ра­боты на объ­ек­те не бы­ли за­вер­ше­ны к ус­та­нов­лен­но­му сро­ку", - го­во­рит­ся в со­об­ще­нии. 

В свя­зи с этим, ис­хо­дя из ито­гов кон­суль­та­ций и пе­рего­воров с офи­ци­аль­ным Те­гера­ном, бы­ло вы­несе­но на расс­мот­ре­ние пред­ло­жение о не­об­хо­димос­ти прек­ра­тить на доб­ро­воль­ной двус­то­рон­ней ос­но­ве дей­ствие конт­рак­та с этой ком­па­ни­ей и про­вес­ти все со­от­ветс­тву­ющие про­цеду­ры сог­ласно об­щепри­нятым нор­мам меж­ду­народ­но­го пра­ва. "Бы­ла так­же от­ме­чена це­лесо­об­разность за­вер­шить стро­итель­ство же­лез­ной до­роги до турк­ме­но-иранс­кой гра­ницы собс­твен­ны­ми си­ла­ми Турк­ме­нис­та­на", - от­ме­ча­ет­ся в пра­ви­тель­ствен­ном со­об­ще­нии. 

От­ме­тив, что Турк­ме­нис­та­ну те­перь предс­то­ит сво­ими си­лами стро­ить этот учас­ток меж­ду­народ­ной сталь­ной ма­гист­ра­ли, ру­ково­дитель стра­ны по­ручил в крат­чай­шие сро­ки под­го­товить все не­об­хо­димые до­кумен­ты и не­замед­ли­тель­но прис­ту­пить к стро­итель­ным ра­бо­там. 

Про­ект "Се­вер-Юг" отк­ро­ет стра­нам Ев­ро­пы и Азии вы­ход в Цент­раль­ную Азию и к Пер­сидс­ко­му за­ливу. Ана­логич­ная воз­можность по­явит­ся и для тран­зи­та гру­зов из го­сударств Юж­ной и Юго-Вос­точной Азии, с бе­регов Ин­дий­ско­го оке­ана в стра­ны Се­вер­ной и Вос­точной Ев­ро­пы - че­рез Иран, Турк­ме­нис­тан, Ка­захс­тан и Рос­сию. Этот путь втрое ко­роче, чем путь че­рез Су­эц­кий ка­нал. Но­вая же­лез­ная до­рога сыг­ра­ет зна­читель­ную роль в соз­да­нии но­вой со­ци­аль­ной инф­рас­трук­ту­ры в пус­тынных ре­ги­онах как в при­кас­пий­ском ре­ги­оне, так и на се­вер­ных тер­ри­то­ри­ях - от Бе­ре­ке­та до гра­ни­цы с Ка­захс­та­ном. 

По предварительным прогнозам, первоначально по железной дороге "Север-Юг", протяженность которой составляет более 900 км, будет транспортироваться до 3-5 млн т грузов в год, а в перспективе объемы возрастут до 10 - 12 млн т.