Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) предлагает ввести ограничения по минимальному количеству компаний, обслуживающих самолеты и пассажиров на земле. Таким образом ведомство пытается усилить конкуренцию хэндлинговых компаний в аэропортах, пишет Коммерсантъ.
Разработанный проект постановления правительства ужа направлен на согласование в заинтересованные ведомства. Согласно документу, в аэропортах, обслуживающих более 1 млн пассажиров в год, хэндлинговых компаний должно быть не менее двух, в аэропортах с пассажиропотоком более 5 млн пассажиров - не менее трех.
Предполагается, что развитие конкуренции в этой сфере в итоге приведет к уменьшению тарифов, развитию деятельности лоукостеров и, в целом, к росту объемов авиаперевозок. В ФАС приводят пример европейских стран, где "меры по либерализации сферы наземного обслуживания привели к снижению его стоимости на 10-20%".
Сейчас в российских аэропортах преимущественно работает по одной хэндлинговой компании. В крупнейшем в стране Домодедово это одна из компаний аэропортового комплекса. В Шереметьево две хэндлинговых компании - самого аэропорта и "Аэрофлот". Только во Внуково работает в общей сложности восемь хэндлинговых структур.
Глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что само по себе увеличение числа хэндлинговых компаний не окажет сильного воздействия на стоимость билетов для пассажиров. "Но, что важнее, это позволит аэропортовым холдингам типа "Реновы" (управляет аэропортами Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары) или "Базэл-аэро" (управляет пятью аэропортами на юге России) задуматься о создании своих сетевых хэндлинговых компаний", считает эксперт.
Гендиректор екатеринбургского аэропорта Кольцово Евгений Чудновский говорит, что пока на рынке нет профессиональных игроков, а доступ на него сильно зарегулирован, инициатива скорее приведет к искусственному созданию компаний-сателлитов, а не реальной конкуренции и повышению качества обслуживания.
Хэндлинговые компании обычно занимаются регистрацией пассажиров, оформлением багажа, сопровождением пассажиров до самолета, а также управлением работы тягачей, трапов и автобусов непосредственно на аэродроме.