Прогноз мировой судостроительной отрасли остается пессимистичным, согласно последнему отчету компании Danish Ship Finance. Сегодня портфель заказов на 46% ниже рекордного 2008 года и, согласно оценкам, сократится почти наполовину в течение 12 месяцев (не считая потенциальных новых заказов, которые могут появиться на протяжении 2012 года).

В отчете говорится, что в 2011 году планировалось поставить 74 млн компенсированных валовых регистровых тонн (compensated gross tonnage, CGT). Однако фактический показатель составил только 50 млн CGT. При этом заказы на 21 млн CGT были перенесены на более поздний срок. Из них 3 млн CGT изменили сегмент с танкера, контейнеровоза или сухогруза на другой тип судна. Заказы на 2 млн были отменены.

Примечательно, что китайским верфям удалось практически избежать отказов: на их долю приходилось около 10 млн CGT из 24 млн CGT заказов, которые не были выполнены в 2011 году. Все они были перенесены на более поздний срок, причем 8 млн CGT - на 2012 год. А вот южнокорейским производителям пришлось побороться за объемы выпуска продукции. Их доля в общем количестве тоннажа, который так и не удалось передать клиентам в 2011 году, составила 8 млн CGT. Из них отсрочены только 3 млн CGT.

Согласно отчету, неблагоприятная ситуация оказала наибольшее влияние на сегмент сухогрузов. Из них судоверфи передали контрагентам 22,5 млн CGT. Из оставшихся 9,5 млн CGT 8 млн были перенесены на более поздний срок. На рынке танкеров около 19 млн CGT планировалось поставить заказчикам в 2011 году. При этом удалось выдать только 11,5 млн CGT. Из оставшихся 4,5 млн CGT были перенесены на более поздний срок, а 3,5 млн CGT - отменены.

Несмотря на низкие фрахтовые ставки, обесценивание активов и риски роста избыточного тоннажа, аналитики Danish Ship Finance утверждают, что новые заказы будут размещаться и в 2012 году, и позднее. Они объясняют это будущим спросом на новые, более  качественные суда с уменьшенным расходом топлива, конкурентоспособные по цене и менее вредоносные для окружающей среды. Компания отмечает, что заказы, запланированные к поставке в 2012 году, превышают производственные возможности производителей. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2011 году. По прогнозу компании, сценарий 2011 года повторится и в 2012 году, и из заказанных 67 млн CGT к заказчикам поступит только 48 млн CGT. Аналитики напоминают, что на поставки влияет не только работа самих верфей. Возможности судовладельцев оплачивать заказы зависит от ситуации на фрахтовом рынке и снижением объемов финансирования. И если условия на рынке будут ухудшаться, то некоторые компании не смогут получить свои заказы в 2012 году.

Массовые отсрочки, согласно прогнозам, увеличат объемы поставки судов в 2013 году. "Мы прогнозируем, что 43 млн CGT (а это на 10 млн CGT больше, чем предусмотрено в сегодняшних графиках) будет передано в 2013 году", - сказано в отчете.

Кроме того, возникает вопрос: стабилизируются ли цены на новый тоннаж, если мощности верфей сократятся из-за низкого спроса? "Мы ранее утверждали, что наступает момент, когда снижение загрузки не сможет больше уменьшать цены на новый тоннаж. И когда эта точка будет пройдена, то снижаться будет производственная мощность, а не цены. В 2012 года некоторым верфям придется побороться за загрузку своих мощностей, а другие полностью укомплектованы заказами до 2013 года. И в результате на рынке будет наблюдаться существенная разница, например, между южнокорейскими и китайскими производителями, так же, как и между сегментами. Очевидно, что верфи, способные строить различные типы современной техники, будут в более выигрышном положении, чем предприятия, изначально выпускающие сухогрузы. Мы ожидаем, что южнокорейские компании, наряду с крупнейшими китайскими будут выгодно выделяться на общем фоне в течение ближайших двух лет. В среднем, мы прогнозируем, что цены на новый тоннаж могут снизиться на 15-20% в 2012 году", - сказано в отчете.

Максим Арсланов,

по материалам Hellenic Shipping News