Вице-премьер Игорь Шувалов вернул в Минэкономразвития на доработку проект распоряжения о приватизации части Новороссийского морского торгового порта. По данным Ведомостей, вице-премьеру не понравилось то, что НМТП может оказаться под полным контролем (75 процентов + одна акция) совместного предприятия "Транснефти" и группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, которому сейчас принадлежит половина порта, сообщает lenta.ru.

По данным источников "Ведомостей", в правительстве хотели бы сделать так, чтобы ни "Сумма", ни "Транснефть" не смогли приобрести акции НМТП, так как в противном случае есть опасность, что они получат так называемое "квалифицированное большинство" (те самые 75 процентов). Чиновники не хотят отдавать контроль над портом совместному предприятию, даже несмотря на то, что правительство оставит себе "золотую акцию" НМТП, позволяющую блокировать все невыгодные государству решения.

Ранее сообщалось, что на блокпакет порта претендует "Роснефть": на продаже акций нефтяной компании настаивал вице-премьер Игорь Сечин. Против этого выступило Министерство экономического развития: по словам министра Эльвиры Набиуллиной, продать актив необходимо частному инвестору.

"Транснефть" и "Сумма" стали владельцами контрольного пакета порта в начале 2011 года. С помощью этой покупки компании стали контролировать 75 процентов нефтяного экспорта в европейской части России. В "Транснефти" ранее заявляли, что не намерены покупать государственные акции НМТП, а вот в "Сумме" утверждали, что могут поучаствовать в конкурсе.

Правительству напрямую принадлежит только 20 процентов акций НМТП, но еще по 2,5 процента находятся в собственности РЖД и Транскредитбанка. Чиновники полагают, что приватизировать необходимо сразу все 25 процентов акций.

Сколько государство может выручить за крупнейшего портового оператора, неизвестно. По неофициальным данным деловой прессы, в 2011 году "Транснефть" и "Сумма" приобрели контроль над НМТП за 2,5 миллиарда долларов, что на 80 процентов превышало рыночную стоимость актива. Впрочем, за год акции НМТП значительно подешевели: если 12 месяцев назад одна ценная бумага компании стоила больше 3,5 рублей, то сейчас - около 2,7 рубля.

О том, почему порт подешевел, читайте в материале ЦТС "Новороссийская история: почему капитализация крупнейшего порта России упала в два раза".