Вчера "Европейская бизнес ассоциация" (ЕБА) обнародовала результаты очередного исследования эффективности работы Государственной таможенной службы и легкости прохождения таможенных процедур. Свою оценку работы ведомства за второе полугодие 2011 года выставили 94 предприятия (импортеры, экспортеры и логистические операторы), констатировав снижение качества процедур контроля по всем пяти индикаторам до уровня начала 2010 года. Показатель же количества дней, потраченных субъектами внешнеэкономической деятельности на оформление поставки, оказался даже наихудшим за два года - 2,8 дня (у компаний с внутренним производством - 3,3).

Это происходит, несмотря на заявления руководства Гостаможни о прохождении контроля в среднем за два часа, говорит руководитель Ильичевского филиала логистической компании "Дамко Украина Лтд" Александр Лазарев. "2-4 часа считаются с момента подачи декларации: подали, зарегистрировали, начали таможенное оформление. Мы также считаем и учитываем то, что таможня может документы просто не принять", - поясняет сопредседатель таможенного комитета ЕБА, менеджер PriceWaterhouseCoopers Денис Шендрик. В последние полгода таможенники практикуют это в конце месяца, когда бюджетные планы выполнены, и им необходимо создать "резерв" уплаты налогов на следующий месяц, отмечает эксперт.

В 33% случаев (в первом полугодии - 27%) Гостаможня отказала в оформлении по первому методу оценки таможенной стоимости - по цене контракта - и практически в два раза чаще стала использовать (ранее в 41% случаев) физический досмотр грузов. В большей степени тенденция проявилась осенью в портах Одессы и Ильичевска, что, по информации Лазарева, привело к переориентации 40-50% клиентов его компании на другие порты - Клайпеду, Гдыню и Гамбург. В результате получатель получает груз дольше, переплачивая за каждую тонну $1-1,5 тыс.

Импортеры заявляют, что работу портов блокирует в большей степени присутствие сотрудников СБУ. "Южная граница уже практически "закрыта", скоро займутся западной, так как через нее идут грузы, которые заходят через европейские порты", - предупреждает один из участников рынка. "Всех хотят согнать в одно место оформления, ведь когда контролируешь потоки, легче управлять и диктовать свои условия", - неофициально говорит один из импортеров строительных материалов.

Недоволен бизнес и последними новациями Гостаможни. База таможенной стоимости, опубликованная на сайте ведомства 6 февраля, является общей и неконкретной. По мнению Лазарева, контролирующий орган открыл доступ к "широкому коридору цен", который не поможет в судебных спорах. Информация предоставляется не по видам, а по группам товаров, например, по птице, в результате чего импортеры не понимают, по какой цене завозились индейки, а по какой - утки. К тому же данные даются в среднем за месяц без указания стран происхождения.