Государственные интересы препятствуют конкурсной продаже блокирующего пакета акций крупнейшего в России Новороссийского морского торгового порта (НМТП). Об этом в письме премьеру Владимиру Путину 31 января написал заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин, сообщают Ведомости. По мнению Сечина, целесообразно, чтобы госкомпания "Роснефть" купила госпакет НМТП (20%), а также еще 5% акций порта, которые находятся в собственности у структур РЖД.
Сечин считает, что с учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала порта представляется целесообразным обеспечить консолидацию данных пакетов акций и последующее приобретение блокпакета акций порта "Роснефтью". Что за изменения в структуре капитала имеет в виду вице-премьер, из письма не ясно.
Цену 25% акций НМТП Сечин предлагает определить независимому оценщику. В пятницу 25% НМТП на ММВБ-РТС стоили 13,9 млрд руб., на Лондонской бирже - 460 млн долларов. При первичном размещении акций, в 2007 году, порт стоил дороже - 4,93 млрд долларов за всю компанию, или 1,23 млрд долларов за блокпакет.
Планы приватизировать 20% НМТП появились у правительства еще в 2003 г., этот актив был включен в план приватизации на 2005 год, однако затем был исключен из него и внесен в список стратегических активов государства. С тех пор правительство еще несколько раз планировало продать свою долю в НМТП, но каждый раз откладывало. Теперь этот актив стоит в плане приватизации на 2011-2013 гг. Но точные сроки его продажи неизвестны.
Основными претендентами на НМТП считается группа "Сумма" Зиявудина Магомедова и государственная "Транснефть", совместное предприятие которых в прошлом году купило 51% акций порта. Цена пакета, по словам Магомедова, была в диапазоне 2-2,5 млрд долларов.
Путин недавно выступил за то, чтобы ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России. По его мнению, большие госкорпорации не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в своих секторах, "оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов".
Напомним, в 2011 году грузооборот Новороссийского морского торгового порта снизился на 0,8% до 116,1 млн тонн.