В России железнодорожники призывают грузоотправителей активнее использовать потенциал малых портов для наращивания экспортных отправок, пишет Гудок.
Как отметил начальник Северо-Кавказской дороги Владимир Голоскоков, сегодня более 80% грузов в направлении портов Азово-Черноморского бассейна приходится на Новороссийск и Туапсе. По итогам прошлого года в портах этих городов из-за перегруза простой в "брошенных" поездах составил более 8,5 млн вагоно-часов.
При этом, по словам начальника Приволжской магистрали Александра Храпатого, имеющихся мощностей на территории СКЖД вполне достаточно, если их эффективно использовать.
Мощности малых портов задействованы примерно на 50%. "Ейск, Таганрог, Ростов и другие остаются незагруженными. Из-за столь большого грузопотока, несмотря на хорошие показатели выгрузки на припортовых станциях, и появляются "брошенные" поезда. Сегодня на СКЖД простаивает 37 составов на Новороссийск и 29 на Туапсе", - говорит Голоскоков.
Сложившейся ситуацией недовольны не только железнодорожники, но и грузоотправители. Так, Волжский трубный завод заявил о том, что срываются январские планы предприятия - из 600 вагонов труб в адрес порта Новороссийск на 20 января было отправлено только 200. Вместе с тем, в порту заявляют, что максимально они могут выгружать 12–16 вагонов в сутки, то есть 600 вагонов в месяц невозможно выгрузить даже теоретически.
Похожие проблемы и у грузоотправителей Кубани, сообщил начальник отдела по реализации госполитики в области водного и ж/д транспорта департамента транспорта Краснодарского края Алексей Квитко. К примеру, по его словам, для ООО "РН Туапсенефтепродукт" железная дорога может обработать не более 250 вагонов в сутки при потребности не менее чем 518 вагонов; ограничение действует до 2014 года.
Ограничение связано не только с увеличенным объемом завоза на олимпийские объекты, но и с тем, что на участках Белореченская - Туапсе и Горячий Ключ - Туапсе проложена однопутная дорога.
В пользу перевода грузопотоков на малые порты говорит еще и экономия, которую можно получить от скидок. По словам директора ростовского филиала ОАО "РЖД Логистика" Григория Ковалева, сквозная ставка при перевалке угля в Ростовском порту одной судовой партии в 5 тыс. тонн дает экономию в 15 тыс. долларов по сравнению с аналогичной партией в Туапсинском.