Российские порты могут увеличить перевалку грузов до 1,6 млрд тонн в год к 2030 году. Такой прогноз содержится в Транспортной стратегии России, пишет Российская бизнес-газета. Это станет возможным при условии должного финансирования со стороны инвесторов.

В Северо-Западном регионе объем перевалки через 20 лет намечено довести до 550 млн тонн, акцент делается на дальнейшее развитие портов Высоцк, Приморск, Усть-Луга. На Юге портовики делают ставку на новый порт Тамань, "заточенный" под сухие грузы.

Северные порты возьмут на себя до 116 млн тонн перевалки при условии строительства порта Сабетта в Обской губе в рамках проекта Ямал СПГ. Кроме того, Мурманскому порту необходим новый угольный терминал. А рядом, в Териберской губе, планируется возвести порт по перевалке СПГ. С нынешних 208 млн до 307 млн тонн предстоит увеличить мощности и дальневосточных портов.

По словам главы Росморречфлота Александра Давыденко, российские порты пока не выдерживают конкуренции с зарубежными из-за мелководья в акваториях или подводящих к портам каналах, где постоянно приходится проводить дноуглубительные работы, а также сложной обстановки зимой, вынуждающей портовиков содержать ледоколы.

Все эти дополнительные расходы учитываются в тарифах. Вместе с тем участники рынка отмечают, что мешают развитию и волокита с прохождением пограничных и таможенных формальностей, так как судовладельцы постоянно несут убытки из-за этого.

За последнее десятилетие переработка грузов в российских портах выросла в 3 раза и в 2011-м, по прогнозам, достигнет 540-550 млн тонн. По словам исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов России Серика Жусупова, пока основную долю в перевалке занимают наливные грузы (в 2010 году из 526 млн тонн - 315 млн т налива), а ориентироваться необходимо на обработку контейнеров, в которых весь цивилизованный мир уже давно возит и зерно, и удобрения, и металлы.